02:59 23 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD2.02
  • EUR2.27
  • 100 RUB3.21
Елена Пищук уже заручилась поддержкой юристов.

"Кто-то в жизни не ел вяленые томаты" – как спасают продукты от свалки

© Photo : Pishcha
Общество
Получить короткую ссылку
105380

Авторы проекта Pishcha убеждают крупные торговые сети и их поставщиков не отправлять продукты в запертый на замок мусорный бак, а поделиться ими с нуждающимися.

Накануне Нового года 31 декабря Елена Пищук привезла нескольким семьям мясо и рыбу. Поделиться согласилась одна из сетей гипермаркетов – у продуктов вскоре истекал срок годности, а семье из двух человек, живущей на мамину пенсию по инвалидности, еда оказалась кстати.

"Я разговорилась с ними. Женщина рассказала, как прежде, когда еще были для этого физические силы, сама ходила по свалкам, пытаясь найти еду. Я подумала: если я смогу построить систему, при которой хотя бы сто человек в Минске смогут не лазить по помойкам, а получать ту же еду другим способом, значит, это мое предназначение", – рассказывает Елена.

Проект Pishcha создали две активистки. Цель – спасать хорошие продукты, которые гипермаркетам не подходят – в силу разных причин. Для первой акции один из магазинов отдал продукты, которые туда систематически привозят как образцы. Это хорошие продукты, которые реализовывать магазин не имеет права.

"Также как и не берется разделять между сотрудниками – кому-то достанется пачка печенья, а кому-то – селедка. Это приводит к конфликтам, так что раньше эти продукты просто выбрасывали", – рассказала Елена.

"Прийти и взять еду – это непросто"

Пятого января активисты проекта организовали первую акцию раздачи еды. Рекламы не давали, просто повесили объявление на дверях Центра социального обслуживания населения Московского района и пригласили нуждающихся. Пришло семнадцать человек, каждый получил в руки пакет с продуктами весом в шесть-семь килограммов.

"Была рыба, селедка, колбасы, которые считаются продуктами основной потребительской корзины. Были и продукты, которые люди сами себе не купят, например, вяленые томаты – кто-то в жизни не ел вяленые томаты. Соки фруктовые, напитки – то, что люди с зарплатой в 200 рублей не могут себе позволить", – рассказывает Елена и вспоминает противоречивые эмоции во время акции.

Продукты сортировали по категориям, за каждую из которых отвечал волонтер. Кто-то отдавал рыбу, кто-то мясо, воду.

"Волонтеры были в восторге уже от одного чувства сопричастности. Это люди, которые не работают напрямую с социальными темами. А я с одной стороны понимала: мы делаем хорошее дело, но с другой стороны мне было неловко перед этими людьми. Важно было подобрать правильные слова, чтобы они не чувствовали остро свою нужду. Прийти и взять еду – это непросто", – вспоминает Елена.

Весь этот багажник еды раздали примерно за 15 минут
© Photo : Pishcha
Весь этот багажник еды раздали примерно за 15 минут

Сама она, обращаясь к тем, кто пришел в тот день к центру, старалась говорить о рациональном потреблении, о европейском опыте.

"Все говорили слова благодарности, соглашались с нашим подходом. Но им хотелось поскорее забрать пакет и уйти. Непросто видеть эмоции людей", – признает автор проекта.

К продуктам, которыми поделился гипермаркет, добавились те, что отдали желающие помочь. После Нового года в социальных сетях бросили клич и предложили спасти еду, которую нет сил доесть. В итоге корзина пополнилась, отдавали даже закатки, которые пришедшие 5 января к центру с благодарностью принимали.

Багажник продуктов раздали за пятнадцать минут.

Продуктами, у которых вскоре истекал срок годности, поделилась одна из сетей гипермаркетов
Продуктами, у которых вскоре истекал срок годности, поделилась одна из сетей гипермаркетов

"А если придет сто человек, нам будет нечего предложить. Теперь нужно найти количество продуктов, которое будет отвечать спросу".

Для продажи не подходят и продукты с ошибкой в маркировке – их тоже готовы принять активисты.

"По нашей информации, у одного из крупных поставщиков в месяц отбраковывается около сорока тонн овощей и фруктов. Из этих сорока тонн некоторый процент будет нормального качества", – рассказывает Елена.

Принимают в "Пищу" и те продукты, у которых вскоре заканчивается срок годности.

"С плохими продуктами мы не работаем, никого травить заплесневелым хлебом не будем", – обещают активисты.

"Я могу это сделать, значит, я должна"

Идея создать систему, которая помогала бы нуждающимся, появилась у Елены в Берлине во время посещения пищевого банка – благотворительной организации, которая собирает продукты у производителей и поставщиков и передает их нуждающимся.

"Я могу это сделать, и, значит, должна", – говорит Елена.

В Минске девушка съездила на свалку, побывала на помойках супермаркетов.

Контроль качества мяса на Центральном рынке Новосибирска
© Sputnik / Александр Кряжев

"Гипермаркеты связаны договоренностью – утилизировать продукты должны поставщики. Поэтому большую часть продукции торговые сети возвращают. На свалках при супермаркетах часть находится под замком, раздать людям эти продукты нельзя. Но продукты, которые там лежат, приемлемые, есть овощи и фрукты хорошего качества. Есть зелень, у которой на упаковке написано, что у нее истек срок годности, но это та же руккола, только подвявшая. У меня есть любимый салат – зелень, томаты черри, моцарелла и оливковое масло. Я проэкспериментировала. Рукколу и томаты использовала из такого бака", - рассказывает Елена.

Но задача активистов – не достать подвявшую рукколу из бака, а перехватить ее на пути к свалке, когда срок годности еще позволяет отдать ее нуждающимся. Сами торговые сети могут оформлять такую передачу как спонсорскую помощь – продукты не придется утилизировать, а компания прибавит очков социальной ответственности.

Цель проекта – спасать хорошие продукты, которые гипермаркетам не подходят
© Photo : Pishcha
Цель проекта – спасать хорошие продукты, которые гипермаркетам не подходят

"Нам задавали вопрос: что вы будете делать, если человек съест продукты после истечения срока годности? Но такой же вопрос можно задать магазинам. Каждый, кому мы привозим продукты, расписывается в получении, и в ведомости указана дата. Можно ведь и в магазине купить колбасу, а после продержать ее дома два года", – отвечает Елена на частый вопрос.

Проект участвовал в конкурсе Social Weekend и заручился безвозмездной юридической помощью компании COBALT.

"Они сделали правовое заключение и будут сопровождать нас на нашем пути. Найти такой вариант было непросто, и мы рады, что нам посчастливилось. Для такого проекта юридическое сопровождение – это процентов восемьдесят успеха", – убеждена Елена.

Вместо того чтобы убеждать гипермаркеты изменить свою стратегию и возвращать продукты не поставщикам, а активистам, решили попросить у ритейлеров контакты поставщиков и общаться с ними напрямую. После того как прошла первая акция, маркетологи гипермаркетов охотнее идут на контакт, а авторы проекта готовы объяснять, как помочь проекту в правовом поле Беларуси.

Читайте также:

Теги:
Помощь, продукты, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik