Если раньше большинство посетителей попадали в Крепость через пятиконечную звезду Главного входа, то теперь и аллея от Северных ворот до Цитадели становится особой мемориальной зоной. Цель создать в Восточном форту экспозицию оформилась, конечно, не сразу. Но все, так или иначе, к этому шло, объясняет заместитель директора по научной работе мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" Лариса Бибик.
"Форт – это наша своего рода дань памяти, наш долг, который мы все время несем перед нашими защитниками Брестской крепости. Вот сейчас, знаете, нам уже легче!.." - признается собеседница Sputnik.
Оно, бесспорно, того стоило, но сколько это все стоило! Музеи ведь дешевыми не бывают. Даже самые маленькие требуют внушительного финансового фундамента. А форт был безжалостно искалечен 1800-килограммовой авиабомбой и частично выжжен огнеметами. Поэтому фронт работ, на котором предстояло победить современным защитникам крепости (а иначе сотрудников мемориала не назовешь), был колоссальным. Но они победили.
Точка отсчета
Видимые реставрационные работы начались осенью прошлого года. Но точкой отсчета в Крепости считают декабрь 2017-го. Именно тогда было подписано Постановление Союзного государства. А затем проект, включающий в себя 16 мероприятий, в том числе организацию экспозиции "Летопись Брестской Крепости" и открытие экскурсионного маршрута в подвалах 333 стрелкового полка (благополучно завершенных), поэтапно стали воплощать в жизнь.
Целевые средства прямиком из бюджетов Республики Беларусь и Российской Федерации стали поступать ежегодно, начиная с 2018-го. Так что отчетность пришлось вести на высшем уровне: не раз и не два директор мемориального комплекса Григорий Бысюк выступал на заседаниях Парламентского собрания Союзного государства. И документально подтверждал, что все идет по плану.
"Мы благодарны, что нас поняли, нас услышали, что появились деньги Союзного государства, паритетное, так сказать, участие Беларуси и России... Что лишний раз подтверждает: это (открытие экспозиции в Восточном форту – прим. авт.) то, что нам очень дорого. Сколько лет прошло, а это очень важно!" - говорит Бысюк.
Концепция
"Лучше один раз увидеть…", но видеть экспозицию внутренней подковы Восточного форта до 23 июня было дозволено лишь музейщикам. Зато пройтись между внутренним и внешним валами с заведующей научно-экспозиционным отделом и автором концепции нового музея Еленой Митюковой мы смогли. Она и объяснила, что отталкиваться пришлось от наработок 50-х годов, когда еще трудился писатель Сергей Смирнов. Но свою роль, безусловно, сыграли и переписка с ветеранами, и общение с многочисленными посетителями мемориала… Едва научно-историческая концепция выкристаллизовалась, ее согласовали на уровне министерства культуры.
Автором архитектурно-художественного решения экспозиции Восточного форта (как и вообще всех музеев мемориала) стал минский художник Юрий Сухов. Поэтапно к работе присоединялись сотрудники "Белреставрации", газовщики, пожарные, служба охраны…Словом, все те, кто помогает обеспечить функционирование исторической экспозиции.
Уникальность проекта
"Если мы говорим сегодня об обороне Крепости вообще, то мы, безусловно, говорим, что организованная оборона – это июньские дни. Одиночные наши группы или просто одиночные случаи перестрелок были характерны и для июля. А сегодня мы говорим: и для августа", – объясняет Лариса Бибик.
Но экспозиция Восточного форта локальна: она повествует исключительно об обороне самого редюита. Редюит или редут – это те термины, которыми предпочтительно пользоваться в отношении изолированного участка Кобринского укрепления. Хотя сегодня приемлемо и слово "форт". Об этом тоже расскажут сотрудники нового музея. Как и о том, что Восточный форт был организованным участком обороны, который продержался дольше всех! А ведь там были женщины и дети.
Именно здесь было найдено единственное уцелевшее боевое знамя части – 393 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. И во многом благодаря Петру Михайловичу Гаврилову, волей судьбы возглавившему гарнизон Восточного форта, враг долго не мог подступиться к этим стенам.
"Сюда нельзя было подступиться, имея только обычные пехотные средства. Так как превосходно организованный ружейный, пулеметный огонь с глубоких подвалов подковообразного двора скашивал всяких приближающихся. Вот в этих строчках признание противником роли всех, кто там был, и безусловно роль командира", - рассказывает Бибик.
Однако начинать рассказ о Восточном форте с событий Великой Отечественной войны значило бы начинать с середины. Ведь Брестская крепость не сразу стала фортовой. Поэтому сперва посетители узнают, как в 1864-1868 годах по проекту знаменитого военного инженера Эдуарда Тотлебена с использованием передовых технологий XIX века возводился этот редюит, как и для чего он использовался. А уже потом – война, бомбардировка и зачистка форта, пленение защитников. И только потом – история судеб тех, кто выжил и сумел рассказать о страшных событиях июня 41-го.
Сотрудники мемориала предпочли классическую подачу материала и остались верны тенденции черно-белого изображения, наиболее приближенного к хронике и документальности. Но без использования передовых технологий XXI века, конечно, обойтись было невозможно. Благодаря интернет-источникам – базам данных на военнопленных, пропавших без вести, умерших в госпиталях и т. д. – удалось установить судьбы многих защитников Восточного форта. Всего же музейщикам сегодня известны имена почти 300 человек, которые вместит большой сенсорный экран в одном из залов.
В зале-лазарете продемонстрируют видеоролик о том, что могло бы происходить в этих казематах в 1941-м… А в другом зале удастся в полном объеме посмотреть фильм "Восточный форт" (1989), во время съемок которого защитники форта и ветераны войны приезжали в Крепость и на местах рассказывали о боевых действиях.
"Тот интерактив, который есть, на наш взгляд, очень много дает. Потому что он не просто является элементом экспозиции – он должен заставлять людей мыслить. Задавать вопросы себе, задавать вопросы обществу, может быть, и в пространство, окружающее нас", – убеждена Лариса Бибик.
Кстати, именно благодаря соцсетям сотрудники мемориала сумели найти и некоторых родственников защитников, связь с которыми была утрачена еще в советское время. "И когда мы говорили, что мы не просто материал собираем, но еще и музей новый открываем, для них это тоже было открытием, – улыбается Елена Митюкова. – И люди были благодарны, что об их дедах, отцах помнят. Потому что у некоторых было представление, что после Советского Союза уже ничего не осталось, и об этом забыли", - говорит Бибик.
Не повториться – вот что было очень важно. Поэтому экспонаты для музея в Восточном форту были не только взяты из фондов мемориального комплекса, но и переехали сюда из других его экспозиций. И даже – из Брестского областного краеведческого музея и Кобринского музея имени А. В. Суворова! Музейщики объединили усилия, чтобы посетитель шел от экспозиции к экспозиции, как от одного звена цепи к другому. Помочь людям узнать больше должны научные сотрудники – как прямо, так и опосредовано, через экспозицию.
"Каждый экспонат требует "этикетки", образно говоря, аннотации. Чтобы человек мог порой все понять сам. Безусловно, в перспективе у нас будут и аудиогиды, мы очень надеемся, возможно, и QR-коды, но это уже следующие этапы".
От теории к практике
Особенность и сложность организации экспозиции в Восточном форту заключалась и в том, что эта часть Кобринского укреплении долгое время была недоступна. Чтобы фортификационные сооружения банально не разрушались, что частенько происходит с домами, в которых не живут, бывшие казематы пришлось сдавать в аренду. Когда дело дошло до преобразования их в музейный комплекс, следовало соблюсти все меры безопасности. Ведь одна из мощнейших бомб, сброшенная на крепость и предположительно сдетонировавшая склад боеприпасов, да и более 20 других весом в 500 кг сыграли свою роль в разрушительном смещении пластов и кладки. Именно в связи с этим две секции казематов полностью перекрыты для посещения. Но перекрыты тематической решеткой, благодаря которой посетители смогут увидеть эти первозданные повреждения.
Кстати, планы музейщикам и строителям-реставраторам порой приходилось перекраивать буквально на ходу. Например, в каземате на первом этаже, который должен был стать служебным помещением, под слоем старой штукатурки обнаружился оплавленный кирпич. В 1941-м противник боялся вести сюда своих солдат и в буквальном смысле выжигал все живое…
Но начать какие бы то ни было работы в Восточном форту без предварительного одобрения саперов, конечно же, не рискнули. Ведь сама земля Крепости стала буквально отдавать снаряды времен "сороковых, роковых, свинцовых и пороховых…". По примерным подсчетам изъято и обезврежено было около 500 взрывоопасных предметов.
"Когда музейщики видят огромное количество предметов, которые могли бы сегодня составить прекрасную коллекцию Музея войны… – Лариса Бибик вздыхает, но продолжает твердо. – Но мы понимаем, что мы не можем их забрать. Ибо они взрывоопасны. Какие-то фрагменты личных вещей – это пожалуйста! Все, что касалось оружия, взрывоопасные элементы, – оно все было полностью уничтожено"
Музей, как известно, должен утолять не только духовные потребности, но и вполне себе физиологические: и отопление, и санитарное обеспечение (чтобы было где помыть руки) людям необходимо. Как и лавочки, чтобы передохнуть и физически, и эмоционально. Ведь экскурсия включает в себя 5 залов в закрытых казематах и 2 зала открытой экспозиции. Ибо Восточный форт – это внутренняя и внешняя подковы. И внешняя подкова имеет свой отдельный контекст, особый – это сохранение памяти.
"Дело в том, что защитники Восточного форта были одними из последних защитников Брестской крепости, которые были пленены, ведь это был последний организованный очаг сопротивления. Поэтому мы отдельное внимание уделили людям, которые сражались дольше всех, и многие из которых потом не пережили плен", – объясняет Елена Митюкова.
Побывать в лагерях, где погибли их близкие, люди не всегда могли и до пандемии. Теперь – тем более. И да, скажем, в Дахау есть таблички, где увековечены поименно погибшие в лагере защитники Брестской Крепости, но в других-то лагерях, как правило, ничего подобного нет! Зато теперь на внешнем валу Восточного форта – свое место памяти: 25 табличек с именами, датами и указанием места смерти. 25 – это пока. Потом их наверняка станет больше.
"И еще там у нас есть специальная композиция. В основу ее легло не только наше знание, что в плену наши друг друга поддерживали. Когда шли колоннами пыльными дорогами, и когда их везли потом в эшелонах. Эта идея есть в нашем "Музее войны – территории мира" – страничка из журнала Signal, который выходил во всех странах, оккупированных Германией, – рассказывает Лариса Бибик. – Там – подлинная фотография. Вот идет колонна, их гонят на запад: двое наших военнопленных являются опорой для третьего своего товарища. Эта фотография и легла в основу мемориальной композиции. Мы ее назвали "Последние метры". Это последние метры на Родине".
Открытие
23 июня в 15:00 состоится открытие экспозиции в Восточном форту. Конечно, изначально сотрудники мемориала надеялись, что в день открытия Крепость смогут посетить родственники защитников, но пандемия скорректировала планы. Сейчас музейщики верят, что брестчане и гости города найдут время оценить плоды их труда. Тем более что в музее есть бесплатные дни, а в июне и вовсе действует 30-процентная скидка на экскурсионное обслуживание. Разумеется, при условии соблюдения дистанции!
Конечно, только через месяц два, когда пойдут отзывы, можно будет с уверенностью говорить, что все удалось реализовать в полной мере. Да и нет предела совершенству! Так что если доработка будет необходима – она будет. Ведь экспозиция – живой организм. И это касается всех экспозиций мемориала.
"Они живы, они все время будут дополняться, меняться но! На основе, на условиях документалистики. История – это наука, – говорит Лариса Бибик. – А тему Великой Отечественной войны, на которую сегодня так много посягательств, нужно защищать, как и саму Брестскую крепость. Когда-то, во времена Сергея Сергеевича Смирнова, он смог защитить Крепость и привел к ее мировому признанию, известности. Сегодня у нас задача другая: сохранить то, что было накоплено предыдущими поколениями, приумножить это все. И, как ни странно, именно защитить. От ревизии. Сегодня ревизия идет по всему: не только по теме обороны Брестской крепости, начальному периоду войны, но и вообще по всей войне, по ее началу, по ее завершающему этапу".
75 лет прошло со дня Великой Победы. Впереди – 80-летие со дня начала обороны Брестской крепости. Так что работы не остановятся. После Восточного форта (во второй половине этого года) защитники мемориала берутся за Пятый форт, где также будет создана новая музейная экспозиция.