Ливянт: кто будет учить наших детей?

© Sputnik / Павел Лисицын / Перейти в фотобанкУченики ожидают начала экзамена
Ученики ожидают начала экзамена - Sputnik Беларусь
Подписаться
Известный белорусский репетитор поделился с читателями Sputnik своим мнением о системном кризисе в белорусском образовании.

Виталий Чуясов, Sputnik.

Практика дополнительного набора на бюджетные отделения, в первую очередь, по педагогическим специальностям, связанным с физикой и математикой, является одним из свидетельств кризиса, считает Евгений Ливянт.

Евроколледж Liberal Arts в Беларуси: для кого и как он работает

"Дополнительный набор — от безысходности. И к этому можно мало что добавить", —  заявил известный белорусский преподаватель и репетитор в интервью Sputnik.

Безнадега

Ливянт еще в 2008 году, выступая в СМИ, обратил внимание на резкий спад результатов ЦТ. "Реакция друзей и знакомых была: не нагнетай. Тогда проходной балл на физмат в минский педагогический университет снизился до 150 баллов из 400 возможных", — вспоминает он.

Следующий "тревожный звоночек" прозвучал в 2011 году, когда впервые педагогические вузы в нашей стране не набрали студентов на бюджет. На некоторые отделения заявления вообще не были поданы.

После этого ситуация только ухудшалась: с каждым годом педагогические специальности пользуются все меньшим спросом у абитуриентов, и вузы вынуждены постепенно сворачивать набор.

"Оригинальное" решение проблемы подготовки учительских кадров было найдено в 2014 году, когда вузам разрешили проводить два этапа набора на бюджетные отделения: основной и дополнительный.

"Набирают тех, кто никуда не поступил. И весь первый курс их пытаются научить тому, что они должны были усвоить в 7-8 классах", — рассказал репетитор.

При этом следует учитывать, что научить удается далеко не всех, к тому же многие молодые специалисты покидают школы после отработки по распределению. "Уже сейчас можно посчитать, что через несколько лет наших детей учить будет некому", — говорит Ливянт.

Грустные анекдоты

Доходит до экзотических историй, которыми с репетитором делятся вузовские преподаватели. "Три парня приезжают из деревни в Минск и легко поступают на физический факультет. Они получают общежитие, стипендию, бесплатный проезд. Дальше они занимаются тем, что ищут в столице работу. Почему бы и нет: есть крыша над головой, минская регистрация, проезд и немного денег. Да еще и отсрочка от армии. Ребята, конечно, молодцы, добьются в жизни многого. Перед тем, как отчислить за непосещаемость, их просят хотя бы попробовать сдать сессию. Но они говорят: если работу потеряем, то можно повторить", — невесело рассказывает Ливянт.

Вузы пытаются всеми способами привлечь абитуриентов на бюджетные места педагогического профиля.

— Евгений Борисович, вашим именем у нас в школе агитировали поступать в педагогический, — рассказывает Ливянту его ученик.

— С чего это? Я оканчивал БГУ. И вообще…- удивляется репетитор, которого из-за острых выступлений в прессе не принято ставить в пример школьникам.

— Аргументы приводились такие: станете программистами — подготовим из вас не хуже, чем БГУИР. А в худшем случае станете репетиторами. Ну, как Ливянт… вы о нем, наверное, слышали, — вспоминает процесс агитации абитуриент.

Пора что-то делать

Простого выхода из сложившейся ситуации собеседник Sputnik не видит.

"В образовании сейчас системный кризис. И решение отдельных проблем — одной или нескольких — не приведет к существенному улучшению ситуации. Например, даже если бы государство нашло деньги и платило учителям в два раза больше", — считает эксперт в сфере образования. Потому что остается проблемы престижа профессии, забюрократизированности учебного процесса, качества учебников, развала системы профильного образования и многое другое.

По мнению специалиста, начинать процесс выхода из кризиса надо с элементарного: признания того, что кризис реально существует.

"Вроде как, полтора года назад президентом была создана комиссия, которая должна была подготовить предложения по решению возникших проблем, но пока все тихо. Может, никто не знает, что с этим делать?"  - задал Ливянт риторический вопрос. И привел  пугающие цифры: средний балл на ЦТ по физике и математике долгое время колеблется у отметки 20 из 100 возможных, а свыше 40% абитуриентов в прошлом году провалили тестирование по этим предметам.

Лента новостей
0