Эксперты прогнозируют стагнацию белорусского автомобильного рынка

© Sputnik / Руслан Кривобок / Перейти в фотобанкСалон по продаже японских автомобилей
Салон по продаже японских автомобилей - Sputnik Беларусь
Подписаться
Sputnik поинтересовался у автодилеров и экспертов, где будет выгодно гражданам нашей страны в новом 2016 году покупать автомобили – в Минске, Москве или Астане.

Виталий Чуясов, Sputnik.

После вступления Казахстана в ВТО ввозные таможенные пошлины на новые и подержанные автомобили станут ниже, чем в Беларуси. Эксперты не исключают повторения автомобильного бума. А автодилеры теперь жалуются не только на российских конкурентов, которые отвоевали у них как минимум половину рынка.

Александр Лукашенко - Sputnik Беларусь
Лукашенко мечтает о белорусском "народном" автомобиле

Официальное подтверждение вступления Казахстана в ВТО запланировано на середину декабря на министерской встрече в Найроби, однако размеры пошлин уже давно согласованы и известны. В отношении легковых автомобилей Казахстан договорился с партнерами о поэтапном  снижении ставок, начиная от 5-10 % с 2016 года, и затем еще по одному проценту ежегодно в течение четырех лет. Сейчас в Казахстане, как и в других странах-участницах Таможенного союза, включая Беларусь, ставка на новые импортные легковушки составляет 25%, с нового года станет 20% и затем постепенно опустится до 15%.

У казахстанцев есть дополнительные конкурентные преимущества в виде более низкой ставки таможенной пошлины, более низкого НДС (в РК — 13%, в РБ — 20%), отсутствия утилизационного сбора, более низкой стоимости кредита, а также ряда других — рыночного и нормативного характера. В совокупности это может дать 10-15% преимущества в цене по сравнению с аналогичными предложениями белорусских автодилеров.

Для автомобилей низкого ценового сегмента разница в абсолютных цифрах не будет решающей, а вот покупатели более дорогих машин начнут задумываться над тем, где им более выгодно будет приобрести импортную иномарку, — в Минске, Москве или Астане. Подчеркнем, речь идет только о новых автомобилях, собранных за пределами Таможенного союза.

Б/у тоже дешевле, чем в Беларуси

После снижения Казахстаном пошлин довольно интересная ситуация может сложиться также на отдельных сегментах авторынка подержанных иномарок.

Дело автохауса "Автопапа": 100 томов, 40 пострадавших и один в бегах

После увеличения в Беларуси ввозных пошлин в 2011 году определенный экономический смысл с учетом спроса и размера пошлин оставался по ввозу из-за рубежа малолитражных автомобилей в возрастной категории до пяти лет и объемом двигателя от одной до полутора тысяч кубических сантиметров. На европейском рынке такие машины предлагаются в ценовой категории около пяти тысяч евро. Чтобы поставить на них казахстанские номера, с нового года надо будет заплатить 20% их таможенной стоимости, т.е. около тысячи евро. За таможенную очистку такой же машины в Беларуси придется отдать 1,7-2,6 тысяч евро, исходя из действующих ставок в 1,7 евро за кубический сантиметр объема двигателя.

Гонка пошлин не в пользу Беларуси

Опрошенные Sputnik эксперты по-разному оценивают возможные последствия для белорусского авторынка от изменений пошлин в Казахстане, при этом сходятся во мнении, что политика Беларуси должна соответствовать экономическим реалиям, складывающимся в отношениях стран-членов ЕАЭС.

Независимый автомобильный консультант Дмитрий Перлин обращает внимание на то, что при попытках придерживаться общего законодательного поля каждый из участников экономического союза продолжает придерживаться своих интересов.

Поставщики неоригинальных автозапчастей замерли в ожидании

"Наиболее последовательным партнером по соблюдению норм ЕАЭС остается Беларусь. Поэтому проигрывает на собственном и на общем рынке по целому спектру товаров", — отметил Перлин, напомнив, что при вступлении России в ВТО в 2012 году она также понижала пошлины по отношению к действовавшему тогда Единому таможенному тарифу на автомобили. Здесь усматривается уже своеобразная "гонка пошлин".

При этом Перлин не считает, что шаги Казахстана вызовут оживление на белорусском рынке. По мнению эксперта, это связано с фактором логистики, а также разными потребительскими предпочтениями белорусских и казахстанских автолюбителей.

"Сомневаюсь, что изменения подействуют на Беларусь. А вот на приграничных с Казахстаном российских областях это вполне может сказаться", — считает Перлин.

По его мнению, реэкспортровать в Беларусь подержанные европейские машины нецелесообразно, а автомобиль, побегавший в Казахстане, вряд ли будет интересен белорусскому покупателю. Также, по мнению Перлина, наблюдавшийся в Беларуси отложенный спрос на новые импортные автомобили уже реализован за счет поставок машин из России, а новых всплесков спроса в следующем году на белорусском рынке не предвидится.

Белорусский рынок просит защиты

Заместитель председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода заявил, что игроки автомобильного рынка, который среди потребительских является вторым после рынка недвижимости, не чувствуют работы госрегулятора и не всегда понимают тонкости государственной политики.

По оценкам представителя БАА, наблюдавшийся в последние два года рост парка новых автомобилей в Беларуси был обеспечен за счет продаж машин белорусам российскими дилерами.

ГД РФ: отмена льгот для автоконцернов – вопрос для переговоров в ЕАЭС

"По итогам 10 месяцев этого года около 45% покупок новых легковых автомобилей было напрямую совершено гражданами РБ в РФ. Это недополученный объем национальной розничной торговли до четырех триллионов рублей. Одного НДС в этой сумме — 700 миллиардов", — отметил Варивода.

По мнению эксперта, покупки новых автомобилей за пределами Беларуси приводят к дополнительному оттоку валюты, поскольку официальный дилер при ввозе машины платит в иностранной валюте только цену завода и стоимость доставки до границы. А граждане вывозят всю сумму целиком, что, по оценкам Вариводы, приводит к увеличению валютных потерь на треть.

По мнению представителя БАА, фактор понижения пошлин на автомобили в Казахстане может добавиться к уже существующему российскому фактору более привлекательных для белорусов условий покупки новых машин, и поэтому еще больше усугубит положение белорусских дилеров.

Варивода напомнил, что Казахстан взял на себя обязательство перед партнерами по Таможенному союзу при вступлении в ВТО предпринять необходимые меры на национальном уровне, чтобы исключить переток товаров, введенных в обращение через Казахстан по более низким пошлинам.

"Но об этом мы ничего не слышали. И давайте представим, какие это могут быть решения? Не продавать автомобиль белорусскому гражданину, который приехал в Казахстан и обратился в салон? Вряд ли они на это пойдут", — сказал Варивода, высказав предположение, что защищать своей внутренний рынок придется все-таки белорусским властям.

"Это может быть доплата таможенного тарифа, или специальный сбор при регистрации ТС, если оно приобретено у резидента РК", — спрогнозировал Варивода, добавив, что полномочные органы Беларуси пока не сильно озабочены этой проблемой.

По мнению представителя белорусского автомобильного лобби, Беларуси следует закрыть национальный рынок от т.н. неорганизованного ввоза машин из России и в перспективе — из Казахстана.

"Мы часто повторяем, что ЕАЭС — это выгода от общего рынка в 180 миллионов человек. Но иногда мы быстрее теряем собственный рынок, чем приобретаем внешний рынок. Надо хотя бы заставить внутренний спрос работать на свое производство и свою торговлю", — сказал Варивода.

Он подчеркнул, что проблема может обостриться на фоне запуска амбициозного проекта по строительству в Беларуси завода промышленной сборки автомобилей "Джили" с заявленным объемом инвестиций в сотни миллионов долларов и планами по выпуску 60 тысяч машин в год.

"Кислые" перспективы даже без Казахстана

Эксперт БАА обратил внимание на возможную стагнацию белорусского авторынка. Тот рост, который он переживал в 2014-2015 годах Варивода объяснил резким пятикратным снижением ввоза бывших в употреблении автомобилей иностранного производства. В силу девальвации российского рубля и размеров таможенных пошлин они по ценам стали сопоставимы с новыми автомобилями российской сборки низких ценовых сегментов.

"На будущее ставлю, скорее, на снижение продаж, пик уже пройден. Фундаментальных основ для роста мы не наблюдаем, зарплаты, скорее всего, не будут расти, а обещанные на конец года процентные ставки по кредитам в размере 24-25% фактически являются запретительными", — резюмировал Варивода.

Лента новостей
0