Как выбрать правильные сказки, и что делать со страшными?

© Pixabay / Mabel AmberКнижки и игрушки
Книжки и игрушки - Sputnik Беларусь
Подписаться
Сказка, как метафора, работает через подсознание, поэтому, утверждают психологи, вместо того чтобы донимать ребенка ежедневными замечаниями, которые чаще всего "влетают и вылетают", эффективнее почитать ему подходящую сказку.

Вера Дашкевич, Sputnik

Через прочитанные истории ребенок, прежде всего, учится — отличать добро и зло, делать выбор и совершать верные поступки. Видеоверсии для такой учебы не годятся. Созданные образы и уже расставленные автором мультфильма акценты превращают маленького зрителя лишь в наблюдателя. Даже у слушателя больше свободы: когда книгу читает мама, поле для фантазии остается: как выглядит герой, место действия… Эти фантазии крайне важны, потому что несут определенный терапевтический эффект, объясняют специалисты.

В библиотеке - Sputnik Беларусь
Как увлечь ребенка чтением

"Когда ребенок представляет героя, происходит процесс идентификации. Он примеряет на себя роль героя, переживает вместе с ним все события", — отметила в интервью Sputnik детский психолог Людмила Коровай.

Сказка эффективнее миллиона замечаний

Правильно подобранные детские сказки могут быть полезны и для взрослого здоровья — они экономят нервы, которые родители тратят на постоянные просьбы убирать за собой игрушки или вымыть руки перед едой. Прочитанный вовремя "Мойдодыр" — гораздо результативнее любых нотаций.

Сказка, как метафора, работает через подсознание. Потому, утверждают психологи, вместо того, чтобы донимать ребенка ежедневными замечаниями, которые чаще всего влетают и вылетают, эффективнее почитать ему подходящую сказку.

Как выбрать

Специалисты настоятельно рекомендуют не лениться и читать аннотации издателя. И не торопиться знакомить ребенка с Красной Шапочкой и Волком, если составители сборника не рекомендуют эту историю детям, младше 4-5 лет. Рассказывать семилетке про Синюю Бороду тоже рановато.

Зато стоит обратить внимание на финал, на ту трансформацию, которая произошла с героем. "Если вначале персонаж был слабым и неуверенным, чего-то неумеющим и незнающим, а в конце сказки приобрел определенные качества, навыки, знания, то эта сказка будет полезна", — подчеркнула собеседница Sputnik.

А страшные читать?

Если сказка проходит по возрастному цензу, читать обязательно. Через услышанное малыш нарабатывает глубинные навыки работы со своим страхом, прорабатывает уже существующие страхи, объясняет Людмила Коровай.

К примеру, попадая вместе с героем истории в пещеру, малыш учиться преодолевать страх темноты. Слушая о борьбе с великаном, ребенок пытается справиться с проблемами, которые намного больше его. Но проработка страхов эффективна только при работе с текстом, с книгой. Изображенное, нарисованное зло очевидно и постоянно. Потому важно следить за тем, чтобы в книге было минимум иллюстраций со злыми персонажами. Чтобы они не нашлись на картинке, когда малыш уже с ними расправился в своем воображении.

Редактировать "страшные" сказки вредно. Убирая страшные, на взрослый взгляд, эпизоды, родитель, во-первых, оставляет малыша с неразрешенными вопросами, а, во-вторых, смещает смыслы, как это произошло, к примеру с "Тремя поросятами" в изложении Сергея Михалкова. В оригинале волк съедал двух ленивых братьев, которые ограничились шалашами из соломы и прутьев. У Михалкова поросята спрятались от волка у трудолюбивого брата. В итоге получилось, что трудиться вовсе не обязательно, главное, иметь надежного родственника-друга-соседа, у которого в случае чего можно будет спрятаться.

Так что, смело выключайте телевизор и открывайте книгу. Сказки — это полезно.

Лента новостей
0