МИНСК, 3 авг — Sputnik. Термин "рельсовая война" появился в официальных советских документах в июне 1943 года. Центральный комитет компартии Беларуси принял 24 июня постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "рельсовой войны".
Речь шла об одновременном массовом ударе по основным железнодорожным путям, которые использовал противник. Под откос должны были лететь поезда, взрываться мосты и станционные сооружения.
Но полномасштабная кампания стартовала лишь в ночь на 3 августа — после детальной разработки и одобрения в ставке Верховного Главнокомандования.
Не хватило тротила
К примеру, только одна 13-я Костюковичская бригада в начале августа за ночь взорвала 637 рельсов на железной дороге Кричев — Унеча, а заодно мост, семафор и полтора километра связи. Движение вражеских поездов в итоге на этом участке было парализовано на пять суток.
Причем рельсы не только взрывали — иногда их просто разбирали. Пока вооруженные партизаны разбирались с охраной, которую выставили у железнодорожных путей немцы, местные помощники разукомплектовывали пути при помощи топоров и кирок.
"Пока охранение вело бой, партизаны с населением сносили пути, развинчивали и перебивали рельсы, выдергивали из шпал костыли", — вспоминал в своих мемуарах командир Лепельской партизанской бригады имени Сталина, Герой Советского Союза Владимир Лобанок. В тот день его партизаны и их добровольные помощники за четыре часа разобрали пять километров двухколейки.
Партизаны вспоминали, что не хватало взрывчатки. А чтобы ее раздобыть, собирали в лесу снаряды и вытапливали из них тол — прямо в котелке на костре.
"Разводился костер, над ним вешали котелок с водой, в него опускался снаряд. Затем его вытаскивали, а расплавленный тол выливали в деревянную коробку, в которой было отверстие для запала", — вспоминал участник "рельсовой войны" Николай Юркевич.
А теперь — "Концерт"
Эшелоны с войсками и боевой техникой, спешащие в сторону Орла и Белгорода, в августе 1943-го порой застревали в пути на месяц. Перевозки противника в те дни сократились, по разным данным, от 30 до 40%.
Первый этап операции "Рельсовая война" был завершен 15 сентября, а уже 19-го партизаны устроили неприятелю еще и "Концерт", ставший вторым этапом операции. Вторым массированным ударом подорвали еще десятки тысяч рельс, на протяжении всей линии фронта пустили под откос более 1000 эшелонов, уничтожили 72 железнодорожных моста.
"2-я немецкая армия начиная с 27 сентября безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении восстановить связь с группой армий "Юг" между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан", — вспоминал осенью 1943-го в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий "Центр" генерал Курт фон Типпельскирх.
А другой немецкий военачальник генерал-полковник Лотар Рендулич писал о партизанах и их акциях как о "тяжелом бремени" и "немалой опасности" для его армии.
Практика "рельсовой войны" применялась и после номинального завершения операции. Термин стали применять шире, обозначая им все партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожных путей.