Данные о гибели АПЛ "Курск" могут рассекретить раньше 2030 года

© Sputnik / Олег Ласточкин / Перейти в фотобанкКрейсер "Петр Великий" и баржа "Гигант-4" в зоне подъема АПЛ "Курск"
Крейсер Петр Великий и баржа Гигант-4 в зоне подъема АПЛ Курск - Sputnik Беларусь
Подписаться
Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек, стала самой масштабной катастрофой в истории российского подводного флота.

МИНСК, 12 авг — Sputnik. Документы о трагической гибели в августе 2000 года российской атомной подводной лодки К-141 "Курск", засекреченные на 30 лет, могут раскрыть раньше по решению правительства, допускает начальник Центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков.

Видео
Молебен в память о подводниках "Курска" отслужили в Петербурге

Атомная подводная лодка "Курск", входившая в состав Северного флота России, затонула 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море.

"Здесь 15 лет всего прошло. Есть законодательство, мы в соответствии с ним работаем, если будет принято какое-то правительственное решение, может быть и будет организована комиссия. Но есть законы, которые определяют, что через 30 лет нужно просмотреть документы на предмет возможного снятия грифа, а может быть и не снять", — сказал Пермяков на мероприятии в МИА "Россия сегодня".

Согласно официальной версии, трагедия произошла во время учений в Баренцевом море 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в результате взрыва торпеды 65-76А в торпедном аппарате № 4, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК. По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие "нештатных процессов". Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат № 4 и находившийся рядом аппарат №2.

Второй взрыв произошел две минуты спустя, в 11 часов 30 минут 44,5 секунды. Он полностью разрушил носовую часть "Курска". Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени — от нескольких десятков секунд до нескольких минут".

Когда командир лодки — капитан 1 ранга Геннадий Лячин в установленное время не вышел на связь, на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым.

13 августа в 04.51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11.00 командование российского флота сделало публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание.

Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" был спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть в лодку.

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5, 20 августа подошло норвежское спасательное судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Для вскрытия люка пришлось изготавливать специальный инструмент. Утром 21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки была введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков АПЛ. 

21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 "Курск".

22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура. За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера "Курск" указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.

Лента новостей
0