Мозырь-Херсон: первое судно с белорусским металлом отправилось на Украину

© Sputnik / Виктор ТолочкоМозырский речной порт
Мозырский речной порт - Sputnik Беларусь, 1920, 31.05.2021
Подписаться
В затоне реки Припять, где расположен Мозырский речной порт, еще пару дней назад шли погрузочные работы. Впервые для отправки на экспорт в страны Европы здесь грузили не калийные удобрения, песок или гранитный отсев, а металл, доставленный по железной дороге из Жлобина.
Продукцию Белорусского металлургического завода в пятницу 28 мая отправили в морской порт Одессы. Теплоход с 300 "лошадками" и нетипичным корабельным названием БТ-0683 взял на буксир две огромные баржи и впервые за девять лет отправился в путь.
Экспериментальный груз доставляет экипаж из семи человек. Корреспондент Sputnik Беларусь Станислав Лобатый побывал на погрузке и понаблюдал за подготовкой к отправке на Украину.

Первая погрузка

В начале мая белорусский Минтранс договорился о доставке металлургической продукции в страны Европы через порты Одессы (Украина) и Смедерево (Сербия). Погрузку условились осуществлять в порту Мозыря, а доставку грузов возложили на Белорусское морское пароходство.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВесь груз разместили на двух баржах
Весь груз разместили на двух баржах  - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Весь груз разместили на двух баржах
В главном транспортном ведомстве считают, что "такой способ доставки поможет развитию пароходства и сделает водный транспорт более привлекательным для промышленности".
Погрузка металлопроката на баржи началась в воскресенье 23 мая. Из Жлобина в Мозырь прибыло 25 вагонов. А уже через несколько дней судно отправилось.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПока из запланированных 25 прибыло 17 вагонов
Пока из запланированных 25 прибыло 17 вагонов - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Пока из запланированных 25 прибыло 17 вагонов
"Стартуем на Украину в пятницу 28 мая. К отправке все готово", - говорит исполняющий обязанности директора ОАО "Белорусское морское пароходство" Сергей Зубко.
© SputnikКак повезут белорусский металл в страны Европы
Как повезут белорусский металл в страны Европы - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Как повезут белорусский металл в страны Европы
Продукцию БМЗ до Херсона будет доставлять белорусское судно БТ-0683, из Херсона до Одессы – украинское. Через Одессу, а в перспективе и через Сербию, металл будут отправлять на экспорт в страны Европы.
© Sputnik / Виктор ТолочкоДоставкой грузов занимается Белорусское морское пароходство
Доставкой грузов занимается Белорусское морское пароходство - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Доставкой грузов занимается Белорусское морское пароходство
"Своим теплоходом будем идти до Херсона. Далее, к сожалению, нам не позволяет класс нашего судна выходить в открытое море. Второе судно класса "река-море", которое работает на Дунае, с украинского Измаила в Сербию будет доставлять наши грузы. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем", - продолжает собеседник.

Надежды на "Надежду"

В Сербию, по задумкам белорусских речников, по Дунаю пойдет "Надежда". На сегодняшний день это самый масштабный проект отечественного судостроения и единственное белорусское судно, которое может выходить и работать в открытом море. Его построили в начале нулевых на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе, чтобы доставлять до Черного моря калийные удобрения.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПлавучая судоремонтная мастерская
Плавучая судоремонтная мастерская - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Плавучая судоремонтная мастерская
Сейчас оно используется на территории Украины, в Измаиле, и доставляет грузы в страны Дунайского региона.

300 "лошадок" и 6 км/ч

Почти в полной готовности для отправки в Херсон в Мозырском порту находится судно попроще – БТ-0683. Оно строилось в Пинске и Гомеле в 1987 году и уже девять лет, как уверяет механик корабля Александр Сазонов, стоит на приколе.
"Теплоход стоял, не работал, и, конечно, пришлось с ним немного повозиться. Систему переделать, карбюрацию. В принципе уже все готово, осталось кое-какие косметические работы завершить", - говорит Сазонов и показывает "отшлифованное" машинное отделение.
Это сердце теплохода. И главный здесь Александр. Следит за состоянием главного и вспомогательного двигателя. Если двигатель откажет, не страшно, поясняет он.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМеханик Александр Сазонов - главный по "сердцу" теплохода
Механик Александр Сазонов - главный по сердцу теплохода - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Механик Александр Сазонов - главный по "сердцу" теплохода
"Смотря как откажет. Что-то можно сделать своими руками прямо на месте. Что-то – только в мастерских. В основном эти двигатели простые,  разобрать-собрать особой проблемы не составляет. Он хороший, раньше работал на "Надежде", - констатирует механик.
Работы по модернизации теплохода начались осенью прошлого года. Установили новое навигационное оборудование и локаторы. Теперь судно может идти по Припяти не только днем, но и ночью. Делать это, правда, разрешается только на белорусской территории.
© Sputnik / Виктор ТолочкоТеплоход был модернизирован
Теплоход был модернизирован  - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Теплоход был модернизирован
Чтобы теплоход ходил дальше Киева, приварили "рога" (упоры для толкания), на корме установили еще один якорь, сделали задраивающиеся, как положено по требованиям, двери в жилые и рабочие помещения.
Путь из Мозыря до Херсона при благоприятных условиях, рассказывает механик, займет месяц. Две баржи судно с 300 лошадиными силами возьмет на буксир и будет двигаться со средней скоростью 6 км/ч.

Главная проблема – глубина

Всего в экипаже семь человек – командир, механик, мотористы и кок (для несведущих – судовой повар). В меню, уверяет Александр, домашняя пища, а "омаров здесь не едят". Еще на судне есть каюты, небольшая душевая и гальюн (туалет).
"Все условия!" – замечает командир экипажа Сергей Зайцев.
© Sputnik / Виктор ТолочкоКомандир судна Сергей Зайцев отмечает, что теперь на судне есть все условия для работы
Командир судна Сергей Зайцев отмечает, что теперь на судне есть все условия для работы - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Командир судна Сергей Зайцев отмечает, что теперь на судне есть все условия для работы
Баржи судно будет либо цеплять, либо толкать. Зависит это от условий плавания – участка реки, груза, глубины. Когда уровень воды в пойме низкий – толкать, во всех остальных случаях – цеплять.
© Sputnik / Виктор ТолочкоСудно с 300 лошадиными силами может двигаться со средней скоростью 6 км/ч
Судно с 300 лошадиными силами может двигаться со средней скоростью 6 км/ч - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Судно с 300 лошадиными силами может двигаться со средней скоростью 6 км/ч
Мель – главная проблема для речников. Последние несколько лет из-за жары белорусские реки серьезно подсохли. Но сейчас, подчеркивает Зайцев, уровень воды в реках из-за дождей поднялся.
"Для нашего теплохода метровой глубины вполне достаточно. Но лучше, если больше", - резюмирует командир.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПоследние несколько лет из-за погоды реки в Беларуси ощутимо подсохли
Последние несколько лет из-за погоды реки в Беларуси ощутимо подсохли - Sputnik Беларусь, 1920, 29.06.2021
Последние несколько лет из-за погоды реки в Беларуси ощутимо подсохли
Перед первым рейсом на судне провели косметические работы – "кое-что подкрасили и подправили", а также и несколько обязательных процедур: замерили радиацию на борту, провели дератизацию (уничтожение грызунов), получили санитарные свидетельства от санстанции, которые требуют белорусские и украинские судоходчики. И все – груз в пути.
Лента новостей
0