19:43 07 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD2.44
  • EUR2.76
  • 100 RUB3.39
Экономика
Получить короткую ссылку
309062

Страна, откуда на белорусские НПЗ прибудут две партии черного золота, пока не известна, но предыдущая партия была доставлена танкером из Норвегии.

МИНСК, 20 фев – Sputnik. Беларусь закупила две партии нефти, которые доставят в литовский порт Клайпеду танкеры, сообщили в пресс-службе концерна "Белнефтехим".

Ранее нефть для НПЗ в Новополоцке объемом в 86 тысяч тонн была закуплена в Норвегии. Сырье марки Johan Sverdrup максимально близко по качеству к российской Urals. Тогда перевалка также осуществлялась в порту Клайпеды с последующей поставкой на "Нафтан" по железной дороге.

В пресс-службе концерна подтвердили, что в литовский порт прибудут два танкера, которые доставят по 85 тысяч тонн нефти каждый. В Новополоцк черное золото будет доставляться по уже отработанной схеме по железной дороге.

В настоящее время танкеры с нефтью ждут в порту Клайпеды 3-4 и 13-15 марта. При этом в "Белнефтехиме" затруднились ответить, где закуплена нефть и какие морские суда ее доставят.

Нефтяной вопрос

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставляется по железной дороге. Поставки всего объема нефти займут две недели.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива.

Без альтернативы?

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.

Теги:
Белоруснефть, нефть, Беларусь


Главные темы

Орбита Sputnik