07:01 14 Июня 2021
Прямой эфир
  • USD2.48
  • EUR3.02
  • 100 RUB3.46
Культура
Получить короткую ссылку
26920

Вот уже много лет неделя марта накануне Международного дня театра связывается в Беларуси с замечательным показом театральных достижений "М@rt.контакт". Что будет в этом году и в чем значение фестивальной культуры, рассказывает театральный критик Татьяна Орлова.

У подобных мероприятий множество составляющих: встречи со старыми друзьями и новые знакомства, учеба для режиссеров, менеджеров, педагогов, критиков, журналистов, студентов, так как проводятся мастер-классы и теоретические семинары, заключительный "круглый стол", а еще — пестрая уличная жизнь наподобие карнавала, особая атмосфера театрального братства. Главный же успех любого фестиваля, прежде всего, это уровень спектаклей. Само слово "фестиваль" уже означает показ достижений.

Как это делается?

Сценарий современных фестивалей включает предварительный отбор экспертами произведений, их просмотр и работу жюри по присуждению наград. Иногда очень жесткую критику и в виде расслабления для всеобщего примирения фуршет. Установление контактов для последующих гастролей, сверка собственных представлений об искусстве — в принципе это нелегкая работа. Спор со сцены переносится в кулуары и разъезжается по городам и странам, иногда меняя привычные стиль и формы, производя финансовые сделки.

Каждый город, заводя фестиваль, желает позиционировать себя как фестивальную площадку и привлекать туристов. Часто происходит отбор номинантов для Национальной театральной премии. Понятие элитной тусовки обязательно перерастет в серьезную цель — двинуть театральное дело вперед путем творческого общения.

В сценарии фестивалей заложена информационная работа: реклама, сообщения на сайте, выпуск красочных буклетов с историей создания спектаклей, фотографиями, биографической справкой о создателях, отзывами в прессе. Надо знать, куда плывет корабль. Для этого предполагается сформулировать концепцию. Не у всех это получается и частенько все сбрасывается в кучу.

Наши белорусские фестивали хотят вписаться в контекст мирового театрального процесса, хотя их и наши финансовые затраты на эти мероприятия несравнимы. Например, все приглашенные на фестиваль должны пробыть там весь срок — приблизительно неделю, что означает оплату проезда, гостиницы и питания. На практике другое — приехал, сыграл и уехал.

Кое-что о концепции. Можно собирать праздник по национальному признаку, но тогда будут присутствовать одни и те же. Чтобы не вариться в собственном соку (потому что свои достижения и беды мы знаем достаточно хорошо), можно повстречаться со старыми знакомыми из соседних стран.

Когда-то в СССР существовал мощный фестиваль четырех республик (Беларуси, Литвы, Латвии, Эстонии), который назывался "Прибалтийская театральная весна". Несмотря на закрытые границы, мы не только помним друг друга, но и работаем примерно в одном направлении. Темы произведений драматургов схожие, новые герои как братья родные, и с формой экспериментируем, как пожелаем. Мы не только хорошо понимаем язык друг друга, но мы чувствуем друг друга пронзительно точно.

В странах постсоветского пространства зритель, конечно же, испытывает интерес к эксперименту. Он предпочитает театральный продукт проверенного качества, чуть приподнятый над реальной жизнью. Отсюда огромный успех исторических пьес, иллюстрирующих страницы летописи. Так белорусские драматурги Алексей Дударев и Сергей Ковалев когда-то верно предугадали ожидания зрителей и с удивительной работоспособностью выдали на-гора пьесы о малоизвестных личностях и событиях отечественной истории.

Сейчас в драматургическом цехе произошла смена поколений. Лидирует молодежь со своими новыми темами и особыми взглядами на мир. К слову, пока белорусские театры присматриваются к их текстам, наших во всю ставят российские театры и кое-кто на Западе. Пусть мы не конкурентоспособны по уровню затрат, но интерес к белорусской театральной продукции постоянно растет, и фестивальное движение играет в этом немаловажную роль.

Чуть-чуть истории

В течение долгого времени при СССР своих театральных фестивалей в Беларуси не было. Однажды меня, молодого критика, отправили на фестиваль в Кишинев в качестве члена жюри от нашей страны. Жюри состояло из 15 человек, представителей всех республик СССР. Задание было похоже на разведку — как надо было организовывать фестивали. По возвращении я написала отчет и выступила на заседании Минкульта, но дело еще долго тормозилось, пока Беларусь не стала самостоятельным государством.

С 1994 года в городе областного подчинения Молодечно стал проводиться фестиваль "Молодечненская сакавица", на который кроме спектаклей приглашались знаменитые артисты, уроженцы этих мест и проводились творческие встречи с ними по всему району. Потом в Минске появилась ненадолго "Панорама" и фестиваль молодежи в Гродно.

Сегодня из всего возможного многообразия таких праздников в Беларуси основательно прописались смотры достижений театров драмы, кукол и пластического искусства. Среди городов лидируют Минск, Брест, Могилев. Стал отставать Гомель со "Славянскими встречами" театров трех республик. В Бобруйске раз в два года проходит "Республиканский фестиваль белорусской драматургии им. В. Дунина-Марцинкевича". Теперь у всех на слуху успешные Международные "Белая вежа" в Бресте, ТЕАРТ в Минске и "М@rt.контакт" в Могилеве. Все они существуют достаточно долго, потому что имеют свою четкую концепцию и наработанную команду менеджеров. Когда-то в Минске был удачный фестиваль моноспектаклей "Я". Очень скромный, но собиравший небольшие группы приезжающих с одним исполнителем.

От моно до Олимпиады

В истории театра известны факты проведения грандиозных театральных Олимпиад. Начало им положила Древняя Греция, когда других развлечений кроме спорта и театра у населения не было. В наше время Олимпиады повторились трижды. В 1995 году в Дельфах захотели вспомнить о греческих трагедиях. В 1999 году в Японии устроили мощный театральный праздник под девизом "Созидая надежды". В 2001 году в Москве состоялась двухмесячная ІІІ Всемирная театральная Олимпиада с участием 150 театров из 46 стран. Любопытно, что ее спонсировала фирма "Нескафе".

В преддверии праздника Международного дня театра, который отмечается 27 марта, внимание всех любителей этого искусства вот уже 16 лет привлечено к Могилеву. Здесь когда-то зародился государственный Русский театр. Имеется отлично отреставрированное самое старинное в стране театральное здание и наработан бесценный опыт. Театральная неделя длится ровно семь дней и завершается в День театра.

Молодежный фест "М@rt.контакт"

К сожалению, прошлый год не позволил провести праздник из-за пандемии. В этом году судьба Могилевского театра сильно изменилась и вместо привычного "М@rt.контакта" решили провести гастрольную неделю белорусских театров без приглашения зарубежных.

Здесь всегда существовало два жюри. Одно из статусных людей из разных стран. Второе из своей молодежи — студентов и простых зрителей. В итоге было интересно сравнить результаты определения победителей. Чаще всего они совпадали.

Если ничто не помешает (зарекаться нельзя), будут показаны восемь спектаклей из Минска, Бреста, Витебска, Бобруйска, Гомеля. Три из них с очень хорошей репутацией у театралов — "Шлюб з ветрам" РТБД (спектакль 26 марта отменен из-за болезни артиста - Sputnik), "Мещанская свадьба" из Бреста, "Точки на временной оси" из Бобруйска. Пожалуй, только этот последний, обладатель Гран-при 2019 года, можно считать по-настоящему молодежным. Будут темные истории со светлым финалом, ожидаются новые прочтения классики, сатирический гротеск с элементами клоунады, режиссерские победы над авторами и эпохой. Зрители, которые ждут и любят комедию, ее получат.

Все остальное под большим вопросом. Все же гастрольная неделя — это не полноценный фестиваль. Не следует ждать победителей и наград. Надежды откладываются на следующий год.

А пока, с наступающим Днем театра!

Теги:
театр, фестиваль, Беларусь, Международный день театра

Главные темы

Орбита Sputnik