00:53 08 Декабря 2019
Прямой эфир
  • USD2.12
  • EUR2.35
  • 100 RUB3.32
Сцена из спектакля театра белорусской драматургии Вар'ятка

Золушка без принца. "Ненормальная" история любви собирает полные залы

© Photo : РТБД
Культура
Получить короткую ссылку
54621

Эта история вряд ли могла случиться в жизни. Она полностью придумана российским драматургом Надеждой Птушкиной. Об этом свидетельствует даже название пьесы "Ненормальная".

Птушкина сочинила историю в 1992 году и в одном интервью призналась, что "пьеса немного автобиографическая". Тогда почему театры сразу же бросились ее ставить, а через десяток лет даже сняли по этому сюжету фильм? Сейчас спектакль под названием "Вар'ятка" появился в Республиканском театре белорусской драматургии и собирает полные залы. Пишет театральный обозреватель Татьяна Орлова.

Опытный известный драматург, на счету которой более 70 пьес, очень точно и почти убедительно исследовала мечту многих женщин о любимом мужчине и любимом ребенке. Еще добавила перспективную продюсерскую идею для успеха у публики. А именно:

Что привлекло к этой пьесе молодого режиссера Татьяну Троянович, человека с хорошим вкусом и педагогическим опытом преподавания в Академии искусств? Чем зацепила ее эта "вар'ятка"?

В театральном искусстве часто варьируются спектакли о задуманном и осуществленном чуде счастливой любви, начиная с известной сказки про Золушку, продолжая "Алыми парусами" Александра Грина с его романтической Ассоль. И далее еще целый пласт всевозможных романтично-философских пьес с верой в высокие нравственные качества человека.

Многие сегодняшние театральные спектакли свидетельствуют, что время Золушек и Ассоль ― милых девушек, верящих в мечту и получающих вознаграждение в виде прекрасного принца, закончилось. На романтические и сказочные истории наступает невеселая действительность с остро заявленной социальной темой. Театры все чаще создают антиромантическое пространство с довольно жесткими чертами. И этим отправляют молодым зрителям четкий режиссерский месседж ― мир жесток, и нужно быть готовым к испытаниям судьбы.

Иногда в таких посланиях искать мораль бессмысленно. К сожалению, трудно обнаружить и надежду на лучшее. Что несет душе эта бесперспективность? Думаю, что ничего созидательного. Женщины и мужчины до предела заняты работой, добыванием денег. Часто о личном счастье и подумать некогда.

Вернемся к спектаклю РТБД. Многие поступки "вар'яткi" ничем не мотивированы, кроме желания осуществить свою безумную идею.

Наталья Холодович и Артем Курень в спектакле Вар'ятка
© Photo : РТБД
Наталья Холодович и Артем Курень в спектакле "Вар'ятка"

Она усталая заурядная сорокалетняя женщина. Он красивый успешный тридцатилетний мужчина. Не знакомы. Она подходит к нему на улице с предложением такого рода: "Я хочу предложить вам заработать сто долларов за то, чтобы переспали со мной. Есть справка, что я здорова". Он ― пресыщенный жизнью мужчина, имеющий жену и ребенка, видит полное неравенство во всем и возмущен приставанием.

Все первое действие развивается на фоне улицы по линии "сердцу не прикажешь". Дальше можно предвидеть счастливый финал или почти трагическое расставание. Был такой хит на театральной сцене "Двое на качелях". И еще с десяток подобных.

Режиссер Татьяна Троянович не стала выбирать для спектакля проверенных премьеров театра. Играют хорошие, скромные, пока не заслуженные артисты Наталья Холодович и Артем Курень. Холодович, скорее всего, как и автор пьесы, вкладывает в работу что-то автобиографическое и даже судьбы многих женщин, которые, не получив мужчины-мечты, спешат успеть родить здорового ребенка. Курень играет человека, у которого нет глубинного личного контекста. Только любопытство, прагматический подход к ситуации.

Театры все чаще создают антиромантическое пространство с довольно жесткими чертами
© Photo : РТБД
Театры все чаще создают антиромантическое пространство с довольно жесткими чертами

Режиссер делает все возможное, чтобы соединить сцену и зал сопереживанием, увидеть социальный подтекст и выстроить общее человеческое пространство. Ей помогает сценограф Валентина Правдина немногочисленными, но точными деталями.

Всякий хороший спектакль задает вопросы, над которыми мы, зрители, потом долго думаем. Нет, он не выписывает рецептов, не предлагает лечения. Его цель ― разворошить наши мысли и чувства.

Жанр "Вар'ятка" заявлен как мелодрама. Спектакль РТБД стремится стать человеческой драмой с элементами трагедии и даже фарса. Финал в режиссерском решении Татьяны Троянович одних убаюкает, других разочарует, третьих все же заставит задуматься.

Спектакль по пьесе Птушкиной Ненормальная собирает полные залы
© Photo : РТБД
Спектакль по пьесе Птушкиной "Ненормальная" собирает полные залы

Важно, когда многие вопросы приходят в голову в молодом возрасте ― потом ломать над ними голову будет уже поздно. Наши Золушки и Ассоли редко ждут своего избранника, а строят свою жизнь сами. Спектакль "Вар'ятка" не для одиноких тетушек, которые рыдают над мелодрамой. В чем-то он серьезный вызов системе, уходящий от классической модели благополучного финала. Впрочем, мечтать никогда не вредно.

Теги:
спектакль, Минск, Республиканский театр белорусской драматургии

Главные темы

Орбита Sputnik