Пили мерзкую белорусскую водку: истории от создателей фильма "Иди и смотри"

© Sputnik / Л. Луппов / Перейти в фотобанкНа роль Флеры претендовало несколько сотен мальчишек, Алексей Кравченко справился с ней блестяще
На роль Флеры претендовало несколько сотен мальчишек, Алексей Кравченко справился с ней блестяще - Sputnik Беларусь, 1920, 05.05.2021
Подписаться
Цензоров фильм напугал, актерам приходилось уходить в запой, а люди в массовых сценах плакали по-настоящему.
Девяносто три года назад открылась киностудия "Советская Белорусь" — предтеча "Беларусьфильма". Современное название студия получила уже в 1946-м, но в советские годы ее нередко называли "Партизанфильмом" — из-за обилия военной кинопродукции.
Фильм Элема Климова "Иди и смотри" не похож на другие фильмы о Великой Отечественной. В нем нет ни геройских подвигов, ни масштабных боевых сцен — а есть давящий все сильнее и сильнее ужас войны. На глазах зрителей крестьян сгоняют в амбар, чтобы сжечь живьем, по железнодорожным путям бредет изнасилованная немцами девочка-подросток, а лицо главного героя, мальчика-партизана, покрывается стариковскими морщинами. Эта картина наглядно дает понять, почему популистский лозунг "Можем повторить!" — это кощунство, а 9 Мая — день памяти о погибших, а не военного триумфа.
Как снимался "Иди и смотри", корреспонденту Sputnik Тимуру Селиванову рассказали актер, оператор и звукорежиссер фильма.

Слишком крепкая плотина

Алексей Родионов, оператор: "Иди и смотри" — один из немногих фильмов с полноценной подготовкой, которые я снимал. Перед началом съемок мы пересмотрели военную кинохронику тех лет, много времени потратили на актерские пробы. На главную роль Флеры, например, претендовали несколько сотен мальчишек.
Фильм снимался в сценарной последовательности — а это непозволительная роскошь. В некоторые места для съемок нам пришлось возвращаться до трех раз. Элем настоял на этом в первую очередь ради Алеши Кравченко — чтобы он смог сыграть свою роль "в естественном развитии". Кстати, у Кравченко удивительное чувство пространства. Он всегда знал, как расположиться в кадре, куда повернуть голову, сколько шагов пройти. Не все профессиональные актеры так чувствуют камеру.
Я столкнулся с тем, что не всякую хорошую сцену из сценария получается воплотить. У нас в самом начале фильма был прописан такой эпизод: Флеру не берут на партизанскую операцию, он расстроенно бредет по лесу и видит бобровую плотину. В отчаянии он разрушает ее винтовкой. Мы нашли плотину, приступили к съемкам — но оказалось, что ее невозможно разбить, так крепко она была построена.

Все по-настоящему

Крестьянин, который сыграл деревенского старосту, Казимир Рабецкий — удивительный человек с тяжелой судьбой. Сцены, в которых он участвовал, не переозвучивались, он без лишних дублей смог все сыграть, хотя не был профессиональным актером. Он страдал от открытой формы туберкулеза, и на съемки его привезли из больницы. Участие в фильме было подвигом Рабецкого.
Ради эпизода сожжения деревни мы перевезли на место съемок настоящую церковь, которая была переоборудована под сарай. На съемках "Иди и смотри" вообще все было по-настоящему — и огонь, и выстрелы, и взрывы. Пиротехника никогда такого эффекта не даст, и сделать ее "натуральнее" на постпродакшене не получится.
Последний кадр фильма: партизаны идут по "летней" поляне в заснеженный лес — получился случайно. Во время съемок выпал снег, а нам нужно было снять конец лета. Для того чтобы снег растопить, мы использовали специальную военную технику. За четыре часа она очистила большую часть леса, но вдалеке еще оставалось немного снега, а время поджимало. Климов тут же нашелся: "А давайте они из лета уйдут в зиму!" Получается, сама жизнь всем распорядилась, а уже позже все стали искать в этом глубокий символизм.

Еще и жалко

Евгений Тиличеев, актер, исполнил роль латвийца-полицая: Элем Климов увидел меня в спектакле и пригласил к себе в фильм: "Я предлагаю вам роль отщепенца, мерзавца". Я ответил: "Да, перспективный путь у меня будет — дальше придется только мерзавцев и играть", однако от роли не отказался. Режиссер утвердил меня без проб, что тогда случалось довольно редко, вспоминал актер.
Когда я играю отрицательных персонажей, мне все равно сочувствуют. Помню, мы переозвучивали эпизод, в котором моего персонажа вместе с остальными пленными немцами и коллаборационистами расстреливают партизаны. Климов обернулся ко мне и сказал: "Вот сволочь, Женька, тебя еще и жалко, гада!"
Умер актер Евгений Тиличеев, сыгравший в фильме "Иди и смотри"

Водка вместо грима

Сценаристы редко бывают на съемках: обычно они сдают сценарии режиссерам, режиссеры их переделывают, сценаристы ругаются из-за поправок, и все это вместе называется "киноискусство". Алесь Адамович, во-первых, часто приезжал на съемки, а во-вторых, с Климовым никогда не ссорился. Когда Климов спрашивал Адамовича насчет того или иного снятого эпизода, он неизменно отвечал: "Это — правда. Так было".
Как-то раз мужичок, местный житель косил траву и пел какую-то песню на белорусском языке. Алесь исправил его: "Что ты эту песню поешь? Вот какую надо!" — и запел сам. А Элем меня толкнул: "Смотри, вот он — наш Лев Толстой".
Адамович рассказывал: "Эсэсовцы были все время пьяные, у них были рожи красные от пьянства". Все наши актеры были людьми вполне интеллигентными, а нужно было добиться эффекта испитых лиц. И Климов сказал нам: "Ну, ребята, даю вам две недели — пейте".
И вот две недели мы пили мерзкую белорусскую водку, чтобы дойти до нужной кондиции. Три московских актера не смогли остановиться, и их отправили домой.
На съемках присутствовали люди, которые еще детьми застали войну. И когда мы бегали вокруг в немецкой форме, некоторые кричали: "Боже, неужели они опять пришли?! Спасите!" Видимо, мы уж очень достоверно играли.

Испугать цензоров

Виктор Морс, звукорежиссер: уже по сценарию было понятно, что работа над фильмом "Иди и смотри" будет интересной и сложной. Элем Германович отразил в тексте не только свое видение, но и "слышание" — каким он себе представлял звук будущего фильма.
В сцене, где крестьян сжигают заживо, мы снимали и записывали крики непрофессиональных актеров. Многие из них в детстве сами пережили немецкое вторжение. Женщины причитали, плакали, кричали, вспоминая, как это было на самом деле. Такой фильм, наверное, уже нельзя снять сейчас — тех людей почти не осталось в живых.
При сдаче фильма Элема Германовича попросили сделать несколько правок, в том числе исправить сцену на болоте, которая показалась цензорам чересчур страшной. В ней главные герои пробираются по болоту на остров с уцелевшими после расстрела крестьянами. Звучащие крики, обрывки мелодий, гул создавали действительно пугающий эффект. В итоге фонограмму болотной сцены решили смягчить, пожертвовать некоторыми звуковыми эффектами, чтобы сохранить другие сцены, которые хотела вырезать цензура.
В 2017 году "Мосфильм" решил отреставрировать фильм. К сожалению, оригинал перезаписи фильма был утерян. В отреставрированной копии оказалась фонограмма с обрезанными частотами, которая предназначалась для кинопередвижек, а звук был неправильно распределен по каналам.
В результате фильм зазвучал так, как если бы из оркестра убрали половину инструментов и попытались сыграть полноценное произведение. Я смог найти подходящую копию оригинала у зарубежных дилеров, которые закупали фильм "Иди и смотри". Так что теперь отреставрированный фильм будут показывать с приемлемым звуком, хоть и далеко не с оригиналом.
Лента новостей
0