06:31 16 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD2.05
  • EUR2.26
  • 100 RUB3.19
Картина белорусской художницы Елены Вантрийон-Макаревич

Белорусская художница во Франции: в Париже надо начинать с нуля

© Photo : из архива художницы
Культура
Получить короткую ссылку
103750

Выставка французской художницы белорусского происхождения Елены Вантрийон-Макаревич, посвященная 150-летию Леона Бакста, сценографа "Русских сезонов" Дягилева, открылась в Национальном Большом театре оперы и балета.

Ольга Савицкая, Sputnik

Это совместный проект Большого театра Беларуси, посольства Беларуси во Франции и постоянного представительства Беларуси при ЮНЕСКО, он продлится до 17 июня.

В экспозиции — 11 картин белорусской художницы Елены Вантрийон-Макаревич, которая сейчас живет во Франции. Она выставляется в лучших французских галереях и является членом нескольких творческих ассоциаций. Корреспондент Sputnik побеседовал с ней о творчестве и особенностях жизни художника во Франции.

Анна Павлова и "Русские сезоны" в Париже

— Серию картин, посвященных русскому балету Сергея Дягилева, я впервые представила в Париже. Меня вдохновил образ Анны Павловой. Как-то я увидела ее фотографию, заинтересовалась, нашла книги о ней и даже небольшое видео в интернете, где она танцует Лебедя Сен-Санса — номер, который для нее поставил Михаил Фокин.

На букинистическом рынке мой супруг приобрел старые газеты, где есть статьи про Анну Павлову. Она всегда разная на всех фотографиях, картинах. Она отличалась от других танцовщиц своей эпохи. Была легкой, воздушной, всех поражала ее пластичность. Что-то неуловимое есть в чертах ее лица, притягательная печаль и сила во взгляде.

Анне Павловой посвящены мои картины "Белый лебедь", "Красный лебедь", "Стрекоза", "Анна и Джек" и два ее портрета. Мои выставки, посвященные ей, проходили в крупнейших галереях Парижа, картины этой серии выставлялись в Мадриде, Антверпене.

Картина белорусской художницы Елены Вантрийон-Макаревич Анна Павлова
© Photo : из архива художницы
Картина белорусской художницы Елены Вантрийон-Макаревич "Анна Павлова"

Белорусская француженка

— Первые уроки и то, что мы называем во Франции "la base", я получила в Минском городском центре декоративно-прикладного искусства в 1994 году. А до этого, еще в школе, я училась на УПК по специальности художник-дизайнер. Мы изучали рисунок и композицию, основы графики и живописи, историю искусства. Я получила диплом портного и работала в одном из минских ателье, вместе с друзьями мы делали коллекции одежды для показов и конкурсов. Я жила миром моды, а потом увлеклась живописью. Параллельно училась в Белорусском государственном экономическом университете и школе дизайна интерьера. Переехав в Париж шесть лет назад, занималась на курсе живописи в Высшей национальной школе изящных искусств.

Сегодня, имея за плечами персональные выставки в Париже, участие во многих европейских художественных салонах, я решила вновь попробовать себя и как художник-модельер. И в этом году я работала с японкой-модельером Ken Okada в ее ателье-бутике, который находится в одном из основных районов моды Парижа, так называемой "левой стороне Сены", где с пятидесятых годов обосновалось новое поколение людей искусства. Оказалось, что образование портного, которое я получила здесь, равнозначно двум курсам высшего образования во Франции.  

Путь к успеху в Париже   

— Это упорный, постоянный труд и время, с одной стороны, менеджмент, маркетинг и немалые денежные вложения, с другой. Нужны как минимум 3-5 лет активной деятельности, чтобы тебя стали узнавать, как художника. Обязательно участвовать в художественных салонах, устраивать персональные выставки хотя бы один раз в год, ходить на всевозможные мероприятия, рассказывать о себе, показывать себя и свои работы, искать галереи, которые не просто берут деньги за аренду (и таких 80% в Париже), а работают с клиентами. 

В Париже я начинала с нуля, и мне очень помог мой муж. На вернисажах переводил, рассказывал обо мне, создавал мой имидж. Мы работали с галереями, с агентами, испробовали все, что можно, и в течение двух лет поняли, как это все работает. Через три года наша деятельность начала приносить результаты. Французские художники приняли меня в свой круг. 

Я работаю в своей мастерской семь-восемь часов практически каждый день. Последние три года я участвую примерно в 12-15 салонах в год, которые проходят, в основном, в Париже и пригороде.

О творческой среде и конкуренции

— Сегодня я знакома со многими французскими художниками и представителями других стран, работающими во Франции. Все художники из бывшего Советского Союза, которые живут во Франции, работают на высоком уровне, вообще русская школа считается одной из лучших. Когда я выставлялась на площади Бастилии на художественной ярмарке, где обычно представлены около 800 художников, ко мне подходили пообщаться посетители и, услышав, что я родом из Беларуси, говорили: "Удивительно, что самые лучшие работы здесь представляют художники из бывшего Советского Союза". Конечно, мы все знакомы, ходим друг к другу на выставки, поддерживаем друг друга. Несмотря на вполне дружелюбную обстановку в творческой среде, зависть все-таки случается, но между французами. Мы, рожденные в СССР, помогаем друг другу.

Во Франции очень большая конкуренция, можно сказать, каждый третий рисует. Многие французские художники работают где-то на основной работе, а в свободное время пишут картины, немало и пожилых людей, которые уже на пенсии. Многие молодые выпускники после академии преподают в школе, работают по другим специальностям. Для того чтобы стать признанным художником, нужен не просто талант и креативность, надо очень много трудиться, быть энергичным и понимать, что ты этого действительно хочешь. Даже если есть поддержка и связи, которые, кстати, также необходимы — очень хорошо, если тобой кто-то занимается — все равно нужно работать и работать. Для молодых очень важно делать много картин.

Картина белорусской художницы Елены Вантрийон-Макаревич Арлекин и Коломбина
© Photo : из архива художницы
Картина белорусской художницы Елены Вантрийон-Макаревич "Арлекин и Коломбина"

О коллекционерах и рынке

— Спросом у клиентов пользуется то, что модно. Это рынок. Коллекционеры сами задают тенденции. Покупают картину, вкладывают деньги и начинают раскручивать автора. При этом классический рисунок в Париже считают устаревшим и неинтересным.

В академии давно не преподают академический рисунок. Чем более непонятно произведение искусства, тем оно более модно. Мне кажется, даже искусствоведы и критики начинают слегка недоумевать, потому что искусство развивается в каком-то странном направлении.

Я бы сказала, что в тренде сегодня какое-то стремительное разрушение. Все французские художники ищут, чем удивить, шокировать публику, но зачастую даже слишком. Это выглядит нелепо, когда в конкурсе выигрывает белая картина в абсолютно белой раме.

Я бываю практически на всех выставках, чтобы быть в курсе тенденций. И в самом крупном выставочном центре "Гран Пале", например, галереи из всего мира представляют произведения художников, фотографов, скульпторов. В экспозиции можно увидеть груду цветного спрессованного металла или объекты из овощей — то ли супы, то ли нарезки. Или 3D картину в виде пирамиды, уходящей от стены на зрителя. Она меняется, когда зритель переходит на другое место. И это не компьютерная графика, произведение сделано вручную. Рельефные коллажи из множества мелких бумажек на полотне или гвоздиков. Движущиеся стереоизображения на полотне китайского художника и японская черно-белая  графика.

Мне нравится Париж, потому что там каждый день можно найти что-то интересное. Для меня это источник вдохновения. На предстоящей выставке в Париже, где я являюсь почетным приглашенным художником, я представлю еще одну ретроспективу в стиле современного экспрессионизма — серию "Русские типажи 19-го века" Несмотря на то, что мне хочется попробовать все, я понимаю, что это невозможно. Нужно следовать одному стилю. Пока работаю в двух направлениях: экспрессионизм и классицизм. Мне нравится Париж, потому что там каждый день можно найти что-то любопытное, куда-то пойти. Люди очень активные. Много коллекционеров, поэтому есть рынок, развит бизнес.  

Белорусское искусство во Франции  

— Возле здания Посольства в Париже уже в течение года проходит выставка под открытым небом, где представлены большие репродукции картин наших белорусских художников. Весной этого года открылись первые "Театральные сезоны" в Париже. Приезжал со спектаклем Минский театр-студия киноактера. До этого Купаловский театр привозил спектакль "Пан Тадеуш". В июне мы ждем в Париже еще одну белорусскую постановку. В прошлом году открылся белорусский культурный центр во Франции. Проходят Дни белорусской культуры.

Запомнилось, как на фоне Эйфелевой башни мы пели белорусский гимн или во время празднования Ивана Купалы в самом сердце Парижа бросали венки в Сену, танцевали и пели народные песни. На такие мероприятия посольство приглашает французов.

В "Гран Пале" недавно белорусские скульптор и художник получили премии Тома Тэйлора — ассоциации, которая поддерживает таланты. В прошлом году приезжали художники из Витебского центра современного искусства. В этом году ждем художников из Бреста.   

Очень приятно делиться своими идеями и опытом, а также работать над различными проектами. Я являюсь одним из организаторов проекта дружественного обмена между французскими и белорусскими художниками в рамках "Осеннего салона" на Елисейских полях. Мы привезем произведения  французских художников высокого уровня в Минск и выставим их на "Осеннем салоне" во Дворце искусств, а шесть белорусских художников представят свои картины и скульптуры на "Осеннем салоне" на Елисейских полях. Проект осуществляет Посольство Республики Беларусь во Франции и Белгазпромбанк.

 

 

Теги:
Большой театр, Минск, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik