14:59 12 Августа 2020
Прямой эфир
  • USD2.46
  • EUR2.89
  • 100 RUB3.36
Колумнисты
Получить короткую ссылку
60211

Анджей Дуда все же обошел во втором туре соперника Рафала Тшасковского и был переизбран на новый срок. О том, чего ждать Беларуси от отношений с западной соседкой в ближайшие годы, – колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Как и прогнозировалось, президентские выборы в Польше не стали легкой прогулкой для правящей партии "Закон и справедливость", однако в упорной борьбе действующий президент, консерватор Анджей Дуда все же обошел во втором туре на 2,4% своего соперника либерала – мэра Варшавы Рафала Тшасковского и был переизбран на новый срок.

Таким образом, еще как минимум на 5 лет курс Польши останется прежним, а это значит, что Варшава продолжит активную "восточную политику" против интересов России, а одним из основных объектов польского влияния станет Республика Беларусь.

Как будут складываться отношения Польши с Россией, США и Евросоюзом?

Впрочем, необходимо отметить, что и в случае победы кандидата от оппозиции Тшасковского отношения Варшавы с Москвой и Минском вряд ли претерпели бы серьезные изменения, однако в этом случае существовала определенная надежда на хотя бы частичное свертывание ускоренной милитаризации Польши, что является программной установкой правящих консерваторов.

В нынешней же ситуации можно однозначно прогнозировать, что оборонные расходы Польши в ближайшие 5 лет будут увеличиваться, американское военное присутствие на территории страны усилится, Варшава будет выступать основным застрельщиком разного рода провокационных идей, вплоть до размещения ядерных ракет США в Балтийском регионе. Уже в текущем году военный бюджет Польши составит рекордную в истории страны сумму в 13,1 миллиарда долларов, что эквивалентно 2,1% от национального ВВП.

При этом интересно, что, опираясь на США, польские консерваторы провоцируют конфликтность в отношениях не только с Россией, но и с Евросоюзом, в первую очередь с основными государствами ЕС Германией и Францией. В прежние годы лидеры "Закона и Справедливости" неоднократно обрушивались с критикой на европейскую бюрократию, открыто игнорировали "солидарность" по такому чувствительному вопросу, как прием мигрантов из стран Ближнего Востока, и даже покушались на "святая святых" Евросоюза – ценности свободы слова и прав сексуальных меньшинств. При этом в ответ на обвинения в "авторитаризме" со стороны Берлина польское руководство выдвинуло встречные аргументы и потребовало у Германии выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный в годы Второй Мировой Войны.

Примечательно, что и в ходе президентской гонки Анджей Дуда особо не церемонился с немцами, открыто обвинив ФРГ во вмешательстве в выборы. В частности, президенту Польши не понравились публикации варшавского корреспондента немецкой газеты Die Welt, где журналист комплементарно отзывался о Рафале Тшасковском, а также критичные материалы польского таблоида FAKT, принадлежащего немецкому медиа-холдингу Axel Springer. Посла ФРГ в Варшаве даже вызвали для дачи объяснений на ковер в польский МИД, однако ситуация не исчерпана и будет налагать свой отпечаток на дальнейшие отношения двух стран.

Резюмируя размышления о западном векторе польской внешней политики, можно зафиксировать, что Польша продолжит "бунтовать" внутри ЕС, оставаясь своеобразным "троянским конем" США в Европе. При этом определенная дезорганизация европейской интеграции стратегически отвечает интересам Вашингтона, для которого ЕС выступает одним из основных экономических конкурентов.

В этой ситуации главным препятствием для обретения "объединенной Европой" полноценной субъектности является военная несостоятельность Евросоюза. Соответственно, важнейшая задача США на европейском направлении – не допустить создания альтернативы НАТО, сближения ЕС (читай Германии и Франции) с Россией, внесения разного рода противоречий в проект европейской интеграции при сохранении общей единой рамки. В таких условиях роль Польши для США при любом раскладе чрезвычайно важна, в случае победы демократов на американских выборах могут быть некоторые корректировки, однако незначительные.

Шанс, а не угроза?

Вместе с тем, при всех нюансах, для Беларуси Польша остается весьма значимым соседним государством, которое исторически оказывало серьезное влияние на судьбу нашего народа. Поэтому и сегодня отношения с Польшей не ограничиваются попытками постоянного вмешательства Варшавы во внутриполитические вопросы нашей страны или бряцаньем польского оружия у белорусских границ.

Существуют еще аспекты польского меньшинства в Беларуси и белорусского в Польше, порядка 140 тысяч наших соотечественников являются носителями так называемых "карт поляка", статус которых, к слову, не признается официальным Минском, так как по факту сепарирует белорусских граждан. Отдельный вопрос – римско-католическая церковь в нашей стране, которую Польша также пытается использовать в качестве инструмента своего влияния, а Минск в ответ пытается выстроить прямые отношения с Ватиканом, причем на уровне главы государства.

Общая граница, торгово-экономическое сотрудничество весом более 3 миллиардов долларов США в год, вопросы энергетической диверсификации и транзита не позволяют закрываться от соседей или рассматривать отношения с ними исключительно через прицел снайперской винтовки. В этом контексте нужно согласиться с мнением посла Польши в Беларуси Артура Михальского о том, что "наше соседство – это не угроза, а шанс", и пытаться выстроить взаимовыгодные связи с Варшавой там, где это возможно, при этом не стесняясь бить по рукам в ситуации, когда польские партнеры пересекают красные линии.

Впрочем, здесь Беларусь не откроет ничего нового, ведь так же поступают польские консерваторы, когда речь идет о национальных интересах. Причем Минску даже стоит поучиться у "Закона и Справедливости" принципиальности и внимательности, особенно в вопросах, относящихся к исторической памяти. Поэтому будет правильно и справедливо, когда в ответ на очередные разрушения памятников красноармейцев в Польше именно Беларусь возьмет на себя инициативу, поведет за собой Россию и другие страны, чтобы найти ответ, выходящий за рамки протокольной "озабоченности" и "обеспокоенности", такой ответ, который услышат в Варшаве.

В определенных условиях с консерваторами Качинского/Дуды можно договариваться, а экономические успехи Польши, достигнутые в последние годы, социально-ориентированная политика польского государства, приверженность традиционным ценностям тоже в некотором смысле импонируют и оставляют поле для сотрудничества.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Теги:
Беларусь, Польша, Анджей Дуда


Главные темы

Орбита Sputnik