Назад в будущее: неожиданная польза от космического эго Трампа

© Sputnik / Перейти в фотобанкФотография Луны и Земли, сделанная космическим аппаратом "Зонд-6"
Фотография Луны и Земли, сделанная космическим аппаратом Зонд-6 - Sputnik Беларусь
Пытаясь доказать превосходство США над Китаем и Россией, Дональд Трамп хочет приватизировать космос. Незаконно, нереалистично, непорядочно – но весь мир все равно должен сказать спасибо президенту США за его агрессивные планы, убежден колумнист Sputnik Геворг Мирзаян.

Американцы всерьез и комплексно взялись за противостояние с Китаем. Оно включает в себя несколько элементов.

Военный – окружение Китая базами. Репутационный – в США (власти которых проморгали эпидемию) развернута настоящая кампания по назначению КНР главной виновницей мировой пандемии коронавируса. Финансово-экономический – Белый дом угрожает возобновить торговую войну с Пекином, а американские конгрессмены хотят снять имеющиеся для граждан США юридические ограничения на подачу исков против КНР в американские суды. Исков, естественно, за эпидемию коронавируса, которые будут удовлетворены американскими судьями и повлекут за собой требования к китайцам либо выплачивать многомиллиардные компенсации, либо лишаться собственности на территории США.

Охота на космос

А сейчас Вашингтон намерен вывести это противостояние на новую высоту – в буквальном смысле. Дональд Трамп бросает вызов амбициозной китайской (а заодно и российской) программе освоения космоса. Пекин и Москва собираются высаживать космонавтов на Луну – и там, по мнению Трампа, их должен встречать не только американский флаг, но и геолог, который будет добывать природные ископаемые спутника Земли в интересах своей экономики.

Луна, архивное фото - Sputnik Беларусь
Роскосмос планирует отправить станцию на Луну в 2021 году

"Соглашение Артемида" – именно так, в честь греческой богини охоты, назван проект, который американский президент намерен предложить своим европейским, дальневосточным и арабским союзникам, а также частным компаниям. Документ должен закрепить за участниками сей конвенции право застолбить за собой участки Луны и других небесных тел для коммерческого освоения.

Не только добычи полезных ископаемых, но и колонизации. Причем принципы ее весьма просты – Соединенные Штаты строят на Луне базу и называют территорию вокруг нее (причем радиус будет зависеть исключительно от желаний американской стороны) "зоной безопасности", где третьи страны не могут строить, высаживаться и что-либо добывать.

Юпитерам все позволено?

Причем Белому дому плевать на то, что этот проект нарушает сразу несколько пунктов "Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела" от 1967 года – ведь Штаты не присоединяют к себе поверхность планеты, а лишь называют это "зоной безопасности". И считают, что если Китай или Россия чем-то недовольны, то это их проблемы – пусть тоже развивают свои космические программы и попытаются угнаться за НАСА. Это агентство фактически становится элементом американской внешней политики.

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества  - Sputnik Беларусь
Фото
Первый шаг на Луне: исторические фотографии покорения космоса

Реакция мира на эти трамповские планы была весьма неоднозначной. Российские государственные деятели выступили против "приватизации космоса".

"Принцип вторжения один и тот же, будь то Луна или Ирак: инициируется создание "коалиции согласных" (как вариант - "коалиции желающих"), а затем, минуя ООН и даже НАТО, если там кто-то сомневается, - вперёд к поставленной цели. Только выйдет из этого очередной Ирак или Афганистан", – заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Ученые же утверждают, что эта приватизация и агрессия технически невозможны в ближайшем времени – США ведь даже не могут создать безотказную ракету-носитель. Да, можно высадить человека на Луну в 2024-м – но нельзя и представить сейчас какую-то постоянно действующую и экономически выгодную программу по добыче и транспортировке на Землю полезных ископаемых с нашего спутника.

Операционные расходы будут составлять десятки миллиардов долларов, и вряд ли лунные редкоземельные металлы окупят их. На Луне есть огромные запасы гелия-3 – перспективного термоядерного топлива – однако наука на современном уровне ("спасибо" недостатку инвестиций) пока не способна его использовать. Политические же противники президента называют проект "Артемида" продуктом его колоссального эго.

Вспомним о последнем Фронтире

Тем не менее, весь мир должен сказать спасибо президенту США за идею колонизации Луны. Ведь "действия Трампа ведут нас в настоящий XXI век – тот самый, который мы ожидали в XX", – пишет The Wall Street Journal.

Жюль Верн - Sputnik Беларусь
Полет на Луну и видеосвязь: фантазии Жюля Верна, которые стали реальностью

И действительно, вспомним литературу и кино прошедшего столетия – тогдашние фантасты, сценаристы и режиссеры были уверены, что сейчас мы уже будем колонизировать планеты и спутники Солнечной системы. Космос рассматривался как последний Фронтир – преемник Нового Света, а эру выхода в околоземное пространство, начатую Королевым и Гагариным, считали новыми Великими географическими открытиями.

Однако ничего этого не случилось – во многом потому, что, как верно отметил один из писателей-фантастов, они недооценили тягу человечества к развлечениям. Познавательные передачи давно проиграли битву за экраны развлекательным ток-шоу, люди перестали грезить звездами – и коммерциализировавшаяся наука пошла на поводу у пораженного земными желаниями потребителя. Лучшие умы стали биться не над космическими двигателями, а над тем, чтобы сделать новую модель сотового телефона на 100 грамм легче. Деньги выделялись не на развитие космических программ, а на помпезные пиар-проекты.

XXI век так и не наступил – и теперь Трамп со своим эгоцентризмом и презрением к общепринятым догмам дает надежду на его приход. Ведь он возвращает в космос конкуренцию. Да, он выбрасывает на помойку принцип "космос – общее достояние", однако какой смысл в этом достоянии, если им никто не пользуется?

Все рассматривали его как общую мебель, которая все равно никуда не денется – а значит, пусть пылится в уголке до тех времен, когда появятся лишние деньги на ее освоение. Теперь же на мебель (залог нашего будущего, поскольку человечество переросло земные ясли) предъявлена претензия – и нужно бороться, дабы ее не забрали.

Нужно поднять глаза, вкладываться в космические программы, участвовать в лунной, марсианской и других гонках, пока космос и все его ресурсы не оказались в руках самой шустрой страны Земли. То есть, нациям придется выходить из периода апатии и снова вспоминать, что это такое – быть жаждущим до знаний и открытий человечеством.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции