23:58 24 Июня 2019
Прямой эфир
  • USD2.04
  • EUR2.32
  • 100 RUB3.24
Комедия положений Бестолочь, сцена из спектакля

В чем секрет хорошей комедии

© Photo : Театральная мастерская Наталии Башевой
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Татьяна Орлова
Театральная жизнь (89)
11310

Из простенькой истории, шуток, моды можно вырастить вполне достойный спектакль, если приложить к нему актерское и режиссерское мастерство, считает театральный критик Татьяна Орлова и приводит в пример Мастерскую Натальи Башевой.

"Улыбайтесь, господа!"

Так просил незабываемый барон Мюнхгаузен в кино, уходя от нас в бесконечность и оставляя наедине с бесчисленными нерешенными проблемами.

Театр всегда имеет дело с придуманным миром. Актеры произносят чужие слова, но связывают их со своей жизнью, помогая нам, зрителям, преодолеть стрессы, психотравмы, переформатировать свое поведение, открыть резервные возможности. Оптимистическое мышление рождает успешных людей.

Любой спектакль как качели театральных эмоций. Он может перенести актеров и зрителей в иное эмоциональное пространство, переплетение эротических сцен и возвышенных чувств. В театре сценические находки возникают непредвиденно, иногда из тупиковых ситуаций и рождают смех. Иногда смех сквозь слезы.

Великий кинорежиссер Федерико Феллини, рассуждая о важности комедий, сказал, что все человеческие типы восходят к белым и рыжим клоунам. Одни просто смешат, другие смешат и плачут. Так было в его гениальных фильмах. Так случается и в хорошем комедийном спектакле.

Обилие комедий в наших театрах объясняют только одной причиной — необходимостью зарабатывать деньги, ставя "кассовые пьесы". Кассовую пьесу можно сложить из того, что уже было много раз и всем хорошо известно. Это

- привычный жизненный сюжет,

- газетные истории,

- мода и тренды,

- анекдоты и остроумные реплики,

- актерская мощь с ее энергетикой.

Большие умельцы по этой части французские, английские, итальянские авторы. У них, как правило, все преувеличено: страсти, эмоции, любовь.

Такой подход не слишком привлекает критиков, а вслед за ними часть элитарной публики, которая настроена на диалог с различными эпохами, современный андеграунд, шумиху вокруг спектаклей, обновление форм и масштабность жизненных проблем. Их культурные походы идут по другим адресам и это естественно.

Однако из простенькой истории, шуток, моды можно вырастить вполне достойный спектакль, если приложить к нему актерское и режиссерское мастерство. Таким театром является театральная мастерская Натальи Башевой — Камерный драматический театр.

Иногда их спектакли называют антрепризой, имея в виду противоположность государственному репертуарному театру. Но это не так. Являясь частным театром на арендованной площадке Дома литератора, имея сборную труппу, театр Натальи Башевой можно считать "проектным". Сейчас появился такой термин для достаточно устойчивых коллективов без государственной поддержки. Они ставят драматические бестселлеры Европы, преимущественно Франции.

Все замешано на любви

Наталья Башева хорошо знает зрительские предпочтения. В ее сценических комедиях всегда живые и по-своему страдающие люди. Какой бы маской они ни прикрывались, всегда наступает момент истины. Серьезность захватывает зрителя так же основательно, как и шутка комедии для взрослых во всем возможном разнообразии — водевиль, фарс, ирония, сатира, гротеск. Классические образцы без низкого грубого комизма, только с добрым юмором, когда все живы, все присутствуют, добро побеждает зло, и каждому в архиве человеческой культуры отводится своя ячейка — узнавай свою жизнь и дыши полной грудью.

К сожалению, по многим соображениям сценография спектаклей минимальная. Зато без навязчивого сейчас видео и голых тел, без политических ассоциаций и истерики. В театр приходят поработать актеры из других театров, опытные и известные. Приходят, чтобы доставить нам зрительское счастье — не премьерствовать, а по-настоящему партнерствовать. Режиссер ничего не навязывает своим актерам. Актеры буквально купаются в мире своих героев, и все это обрушивается на публику с единственной целью — доставить ей удовольствие.

Существует мнение, что артист не должен долго задерживаться в каком-нибудь одном месте. Он должен работать с разными режиссерами и партнерами. Тогда у него есть профессиональный рост. Частично это достигается съемками в кино и телесериалах.

Авантюрная комедия Ночь в гостинице, сцена из спектакля
© Photo : Театральная мастерская Наталии Башевой
Авантюрная комедия "Ночь в гостинице", сцена из спектакля

У Башевой сложилась своя яркая "арт-группа" из Валерия Шушкевича, Валерия Кащеева, Светланы Никифоровой, Татьяны Булгаковой, Владимира Иванова, Александра Ильина. Они известны по кинематографу, свободны в своем творчестве и предпочитают искусство психологического театра с элементами романтики.

Лицо театра Натальи Башевой — для всех и для каждого. Цель многих ее спектаклей — помочь зрителям хоть на время переформатировать свою жизнь, используя силу позитивного мышления.

У зрителей пользуются успехом спектакли "Бестолочь", "Корпоратив", "Ночь в гостинице" и новая премьера "Клиника". Это очень веселые истории с фарсовыми ситуациями и запутанной интригой, без чего в театре может быть просто скучно.

Все замешано на любви. Короткой и долгой. Вспыхивающей и остывающей. Не обойдется без обманов и обид. Но самое главное: какими бы ни были шутки, непременно наступит момент истины и осознания. Тогда комедия в какие-то моменты полыхнет почти трагедией.

"Корпоратив" — история о том, как в некоем офисе мужчины готовятся поздравлять женский коллектив с праздником 8 Марта. Все сводится сначала к покупке цветов и выпивке, но перерастает в глубокие монологи о дефиците уважения и понимания в семейных отношениях, из-за чего возникают разногласия.

Иммерсивное шоу театра Натальи Башевой
© Photo : Театральная мастерская Наталии Башевой

"Ночь в гостинице" — не авантюрная комедия, а скорее трагикомедия. Две супружеские пары из России приехали на карнавал в Венеции, поселились в гостинице. Они разные по социальному положению. Не знакомы друг с другом. Непредвиденное знакомство превращается в яркую психологическую баталию и пиршество взаимопонимания и доброты.

Искренне жаль, что из-за преимущественно комедийного репертуара театр Башевой обходят эксперты и критики, не уделяют внимания государственные структуры, не приглашают на фестивали. Хочется надеяться, что это временно.

Темы:
Театральная жизнь (89)
Теги:
Беларусь, Минск, комедии, театр

Главные темы

Орбита Sputnik