02:20 25 Мая 2017
Прямой эфир
Британский и европейский флаги у штаб-квартиры Еврокомиссии в Брюсселе

Санкции сняты: что дальше?

© REUTERS Francois Lenoir
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Арсений Сивицкий
Санкции Евросоюза против Беларуси (38)
119953

Причины отмены санкций и перспективы европейско-белорусских отношений комментирует колумнист Sputnik Арсений Сивицкий.

Особой интриги от решения Совета ЕС по этому вопросу, собственно говоря, никто и не ожидал. Во время дискуссии по белорусскому вопросу рассматривались два варианта. Первый предполагал заморозку действия санкций еще на несколько месяцев, как минимум до проведения парламентских выборов в сентябре этого года. Второй — практически полную отмену санкций в отношении официального Минска, что в итоге и произошло.

Правда, отмена санкций еще не означает автоматического изменения позиции ЕС по проблемным вопросам, которые существуют между Минском и Брюсселем и касаются в основном демократизации общественно-политической жизни. В этом плане ЕС ожидает дальнейших позитивных шагов со стороны белорусских властей. Прежде всего, эти ожидания связаны с реформированием избирательного законодательства в соответствие с итоговыми рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ, с созданием свободных условий для регистрации и деятельности независимых СМИ, гражданского общества и политической оппозиции, реабилитации в правах бывших политических заключенных, введением моратория на смертную казнь, а также устранением барьеров для регистрации общественных организаций и политических партий.

Также ЕС призывает белорусские власти к активному взаимодействию с гражданским обществом по вопросам проведения реформ в различных сферах жизни белорусского государства.

В контексте ожиданий ЕС серьезным испытанием для белорусско-европейских отношений станут парламентские выборы, которые должны пройти в сентябре этого года. На основании тех шагов, которые белорусские власти предпримут в течение оставшегося времени, а также результатов парламентской кампании Европа может пересмотреть свою дальнейшую стратегию выстраивания отношений с официальным Минском.

Однако до этого еще далеко, а сама отмена европейских санкций против Беларуси создает возможность выработки конструктивных форматов для решения наиболее проблемных вопросов двухсторонней повестки дня, в том числе и по вопросам прав человека, демократизации общественно-политической жизни, проведению экономических реформ. И снятие санкций, помимо новых ожиданий со стороны ЕС, прежде всего предоставляет в этом плане определенные возможности для Беларуси.

При этом очевидно, что в контексте кризисных экономических тенденций белорусскую сторону интересуют в основном вопросы активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с ЕС. Помимо того, что сам факт снятия санкций, безусловно, позитивным образом влияет на инвестиционный и бизнес-климат в Беларуси, официальный Минск может рассчитывать на получение доступа к европейским финансовым инструментам Европейского инвестиционного банка (где можно разместить, например, белорусские евробонды), а также на расширения программ Европейского банка развития и реконструкции. Поддержка ЕС на переговорах с МВФ по предоставлению программы кредитного финансирования белорусской экономики также является важным фактором для официального Минска. Можно ожидать и более активного содействия со стороны ЕС по вопросу вступления Беларуси в ВТО, а также оказания дополнительной технической помощи по вопросам проведения экономических реформ. В нынешних непростых экономических условиях получение Минском макрофинансовой помощи ЕС в виде грантов для поддержки социально-экономического развития также становится реальным после отмены санкций.

В этом контексте белорусским властям открывается возможность воспользоваться программой "Твиннинг" (Twinning), направленной на принятие, внедрение и практическое осуществление некоторых норм и стандартов законодательства ЕС. Для Беларуси это важно с точки зрения необходимости выхода на европейские рынки, чего невозможно достичь без соответствия европейским стандартам. Так, некоторые вопросы торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и ЕС регулируются соглашениями еще советского периода, что не соответствует имеющемуся потенциалу. Перспективным для Беларуси является и возвращение в списки Генеральной системы преференций ЕС, предоставляющей определенные льготы при входе на европейский рынок. Беларусь была исключена из нее в 2006 году в связи с несоблюдением прав профсоюзов.

Наконец, в среднесрочной перспективе для Беларуси открывается возможность разработки и подписания Соглашения об партнерстве и сотрудничестве, который так и не был подписан в 1995 году. Это договор устанавливает институциональные рамки для политического диалога и экономического взаимодействия с ЕС. Правда, сегодня ЕС уже не заключает подобных соглашений со странами-партнерами. Речь идет о соглашениях нового поколения — Договоре об ассоциации и Договоре о стратегическом партнерстве. В этом смысле интересен опыт Армении, которая собирается подписывать с ЕС так называемый урезанный вариант Соглашения об ассоциации, учитывающий ее членство в ЕАЭС.

Вслед за ЕС до конца апреля с судьбой экономических санкций в отношении Беларуси должны будут определиться и в США. С учетом того, что США обычно координируют свою позицию по этому вопросу с ЕС, здесь тоже можно ожидать положительного результата для официального Минска, как и дальнейшей активизации отношений с Вашингтоном.

Как неоднократно заявлял официальный Минск, Беларусь не намерена нормализовывать свои отношения с Западом в ущерб своим стратегическим обязательствам в рамках ЕАЭС. Тем не менее среди некоторых представителей российского политического истеблишмента бытует мнение, что Запад пытается спровоцировать в Беларуси оранжевую революцию или, в крайнем случае, развернуть Александра Лукашенко от союза с Москвой. Однако ситуация такова, что мяч сегодня находится на стороне белорусских властей, и только они решают, каким способом и по каким вопросам нормализовывать отношения или вступать в диалог с Западом. Очевидно, что если нормализация, основанная на соответствии западным ожиданиям, будет противоречить пониманию белорусской стороной национальных интересов, которые прежде всего связаны с обеспечением стабильности и безопасности в белорусском обществе и государстве, вряд ли стоит ожидать каких-либо серьезных последствий.

Темы:
Санкции Евросоюза против Беларуси (38)
Теги:
Минск, Экономические санкции
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Бюджетные рекомендации США на 2018 финансовый год

    Вашингтон лишил Азербайджан 90% своей финансовой помощи – в этом году стране будет выделен лишь один миллион долларов.

  • Акция протеста в Ереване. Архивное фото

    Сообща закрыть «контору» цветных революций предлагает заместитель секретаря Совета национальной безопасности Армении Арам Тананян.

  • Грузия. Анаклия

    Первая фаза строительства глубоководного порта Анаклия начнется 15 ноября – это будет самый важный инфраструктурный проект для Грузии.