Стиль жизни

Как вести себя в общественном транспорте: контролеры – о том, что их бесит

© Sputnik / Марина Серебрякова
Получить короткую ссылку

Как, по мнению контролеров, ведут себя идеальные безбилетники, чего нельзя делать в транспорте и какие "зайцы" для ревизора – самые ненавистные.

Контролеров в общественном транспорте бесят далеко не все "зайцы" (да и не только они): многие работники контрольно-ревизионной службы жалуются на хамство и драки, необоснованные претензии, попытки убежать или разыграть спектакль, чтобы не платить штраф.

Как вести себя в общественном транспорте? Контролеры из Беларуси рассказали Sputnik о том, что выводит их из себя в поведении пассажиров и коллег.

Пассажиры-советчики

Вы наверняка удивитесь, но контролеров бесят не только "зайцы": есть несколько категорий пассажиров, которые могут вывести покруче любого безбилетника. В их числе так называемые советчики – люди, которые, например, недоумевают, почему молодой парень крепкого телосложения работает контролером.

Такие нередко сыплют наставлениями в стиле "шел бы ты в вуз, а там и работу бы нормальную нашел", а иногда отправляют на заводы, которые "стоят из-за того, что такие "лбы" отлынивают от мужского труда".

Сперва очень обидно, хорошо, что с опытом учишься относиться к таким выпадам проще. Из личного опыта: если отвечать с юмором или интересоваться, на какую "нормальную" работу этот умник едет в троллейбусе в два часа дня во вторник, можно еще и жалобу схлопотать.

Вечно недовольные

В любом автобусе, троллейбусе или трамвае найдется хотя бы один пассажир, который хоть и оплатил проезд, но до самой глубины души возмущен, что он должен кому-то это доказать.

Ворчат себе под нос: достали эти контролеры, прикладывай проездной всюду каждые пять минут, невозможно спокойно ехать. Причем чаще всего по факту проверки возмущается молодежь – им ведь приходится вытащить наушники!

Любители предъявлять претензии не по делу

Встречу с контролерами многие белорусы считают хорошим поводом пожаловаться на общественный транспорт в целом. Некоторые даже приговаривают, возмущаясь: мол, вы уже там передайте, кому нужно.

Контролерам адресуют жалобы на повышение оплаты проезда, на переплату в пять копеек при покупке билета у водителя, на грязь под ногами в автобусе, на плохие остановки, на то, что трамваи по Минску ездят старые. Мы-то здесь при чем?

И, конечно, именно контролеры слушают, как дорого нынче жить, да еще и деньги на проездные документы тратить в таких условиях. Очевидно ведь: у контрольно-ревизионной службы власти вообще нет. Выписывать штраф за нарушение – наша работа, от любой другой (в том числе вашей) она ничем не отличается.

"Зайцы" (не) бесят

Большинство контролеров безбилетники как явление не бесят – возмущает поведение отдельных категорий. Признаться, многие наши коллеги вообще не видят в своей деятельности никакой необходимости: по мнению большинства, не стоило убирать кондукторов – с ними процент оплаты проезда был гораздо выше.

Убегающие

Высматривать контролеров в окно и выбегать из транспорта, едва его заметив, – типичное поведение "зайца". В основном проверяющие не обращают на них внимания, но порой это переходит все мыслимые и немыслимые границы.

Бывает, что торопливо выходящие из транспорта пассажиры толкают контролера или даже сбивают его с ног. Но иногда происходят вещи совсем невообразимые: из личного опыта – однажды женщина настолько поспешно выбегала из автобуса, что забыла ребенка в салоне.

Безбилетники-обвинители

Контролеров страшно бесят "зайцы", которые обвиняют их в том, что они присваивают деньги, которые забирают у людей. К слову, мнение такое говорит лишь о незнании законодательства Беларуси. К вашему сведению: контролеры отчитываются за каждую (!) квитанцию.

Актеры и скандалисты

Конечно, контролеры всегда боятся нарваться на любителей поскандалить. Общаться с такими стало чуть проще с тех пор, как появились видеорегистраторы, но и сейчас их приходится пугать опубликованием видеозаписи в случае неподобающего поведения – иначе забывают. Больше всего конфликтуют мужчины 35–45 лет, особенно занимающие какую-то (пусть и небольшую) должность.

Не меньше контролеров раздражают безбилетники, которые пытаются давить на жалость, едва их выведешь из транспорта. Мы физически не можем каждый раз "входить в положение" и до конца слушать все трагические жизненные истории. Такое же недоумение вызывают люди, которые начинают искусно врать: на ходу выдумывают причины неуплаты.

Жуткие коллеги

С коллегами везет не всегда: порой работать приходится с людьми явно неподходящими, иногда вообще сложно понять, по каким критериям нанимают работников в контрольно-ревизионную службу. Но есть четыре самых неудачных категории контролеров, которые могут достаться в пару.

Одни не могут сдержать ярость и распускают руки, другие, наоборот, слишком сердобольные и беспричинно прощают и отпускают безбилетников. Третьи позорят внешним видом (выглядят неопрятно или даже неприятно пахнут), а четвертые категорически не знакомы с Кодексом об административных правонарушениях.

Идеальный пассажир…

...платит за проезд и не закатывает глаза, когда его просят подтвердить оплату.

Но есть и идеальный безбилетник. Такой не мчится стремглав к дверям из середины салоны, увидев на остановке контролера. Осознавая, что нарушил, он не пытается отлынивать от уплаты штрафа: не врет и не выкручивается, не ноет и не повышает голос, не лезет с кулаками и не пытается сбежать.