Русский след в США и тонкости Востока: интервью с генконсулом РФ в Гродно

Почему российские дипломаты считают честью работать в Беларуси, о мифах дипломатической службы, "русском следе" в американском Сан-Франциско и на Гавайях. Об этом рассказал новый генконсул России в Гродно Андрей Варламов в интервью журналистке Sputnik Инне Гришук.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
– Андрей Николаевич, в конце ноября вы были назначены на должность генконсула России в Гродно. С каким настроением восприняли новость о командировке в Беларусь?
– Действительно, 17 ноября я прибыл в Республику Беларусь и приступил к исполнению обязанностей генерального консула России в Гродно. Свое назначение я воспринял с искренней благодарностью руководству Министерства иностранных дел и послу России в Беларуси за оказанное доверие. Для меня большая честь работать в братской стране под руководством Бориса Вячеславовича Грызлова – одного из выдающихся политических деятелей современной России.
– С чего началось ваше знакомство с городом и Беларусью. Возможно, уже есть места и события, которые особо впечатлили?
– Раньше я бывал в Беларуси, в Минске, но это были туристические поездки. Знакомство со страной в роли дипломата началось с небольшого путешествия из минского аэропорта в Гродно. Был впечатлен качеством дорожного покрытия, удобством и безопасностью дорожной инфраструктуры, а также большим выбором еды и напитков для путешественников на придорожной заправке. Позже узнал, что она принадлежит государственной сети.
Первые дни в Гродно я жил в гостинице, пока подыскивал жилье для семьи. И там, и в целом по городу сразу почувствовались доброжелательность и открытость людей. Уже два месяца мы живем в Гродно вместе с супругой и двумя маленькими детьми. Конечно же, мы распробовали белорусские продукты. Особенно нас впечатлили мясомолочные изделия производителей из Гродненской области.
– Гродно встретил вас зимой. Успели почувствовать атмосферу города?
– Да, и это было очень приятное знакомство с традицией одинаково масштабно отмечать католическое и православное Рождество, Новый год. Получается, мы отметили сразу три больших праздника. Видно, как власти области и города заботятся о создании праздничного настроения: красивая иллюминация, особенно на колесе обозрения, елки на площадях, масштабное шествие Дедов Морозов, собравшее тысячи зрителей, рождественская ярмарка на Советской площади. Гродно открылся очень теплым, уютным и по-настоящему праздничным городом, со своим стилем и душой.
– Генконсульство России в Гродно функционирует всего третий год и менее года – в новом здании. Для вас это вызов или уже привычная работа?
– Убежден, что если человек относится к своей работе как к рутинной задаче, то, видимо, он не любит ее. Конечно, воспринимаю свое назначение как определенный вызов, который стоит передо мной и перед всем коллективом генконсульства. Одна из важнейших задач – доказать нашу необходимость, чтобы граждане России, которые здесь проживают или временно находятся, а также наши туристы, количество которых увеличивается с каждым годом, знали, что всегда могут обратиться за любой помощью в наше консульское учреждение. Хочу особо отметить, что мы стараемся помочь каждому, кто к нам обращается, независимо от гражданства, в рамках нашей компетенции.
Андрей Варламов

О мечтах стать летчиком и понять Китай

– Почему решили стать дипломатом и каким был ваш путь в профессию?
– В детстве я мечтал стать военным летчиком и после школы поступал в Тамбовское высшее военное авиационное училище, но не прошел медицинскую комиссию из-за сломанного носа. В итоге подал документы в авиационное инженерное училище, сдал экзамены и прошел курс молодого бойца. Однако еще до зачисления в списки курсантов мне стало ясно, что я ошибся с выбором профессии, ведь летать в небе и обслуживать самолеты на земле – это две принципиально разные вещи. В заявлении написал фразу, которую запомнил на всю жизнь: "В связи с неправильным выбором профессии прошу отчислить меня из училища".
Через полгода был призван на срочную службу, которую проходил в конце 1980-х годов в ГДР. Этот период стал для меня важным жизненным этапом: он способствовал как личному взрослению, так и пониманию того, что служение и защита страны возможны не только с оружием в руках, но и на дипломатическом поприще.
– Чем запомнилась ваша самая первая командировка и в какую страну вы отправились?
– Сразу после окончания МГИМО с 1997 по 2000 год работал в генеральном консульстве России в Шэньяне в Китайской Народной Республике. Генконсульство в этом крупном городе на северо-востоке страны только открылось. Оно размещалось в гостинице. Условия были довольно скромными: небольшие номера, приспособленные под жилье для семей.
– Какой ценный опыт тогда приобрели?
– Это был прежде всего рабочий опыт. Например, пришло понимание, что очень важно уважать старших коллег, стремиться перенимать у них знания и всегда уметь работать в команде. Мне повезло, я приехал в Шэньян с однокурсником, с которым в институте шесть лет за одной партой просидели, изучая китайский язык. Нас было несколько таких молодых, горячих, только начинающих карьеру молодых людей. С нами работал более опытный дипломат – мужчина предпенсионного возраста. И нам казалось, что он все делает медленно и даже немножко недорабатывает.
Генеральный консул нам объяснял, что в дипломатической работе не всегда нужна скорость и быстрота, а более старшие коллеги обладают самым ценным – опытом, который важно перенимать. Для каждого сотрудника наш руководитель старался подобрать работу, с которой тот справлялся наиболее эффективно, и на практике показал, как работает сплоченный коллектив, где видят и максимально задействуют профессиональные качества.
– Получается, целенаправленно готовились к работе в Китае. Что повлияло на этот выбор?
– Желание лучше узнать Китай тоже родом из детства. Так сложилось, что мои родители – простые советские труженики, отец – водитель, мама – бухгалтер, работали в советском посольстве в Пекине с 1979 по 1983 годы. В те времена отношения между СССР и Китаем еще не были нормализованы, поэтому выбираться за стены загранучреждения удавалось нечасто. Но и те редкие поездки, экскурсии, походы в магазины оставили очень яркие впечатления.
Когда я принял решение поступать в МГИМО и затем пойти работать в МИД, то, конечно же, выбрал Китай, где прожил целых четыре года в осознанном подростковом возрасте. Эту мечту, в отличие от мечты летать, удалось осуществить, но вскоре от нее также пришлось отказаться. Китайский язык давался непросто. Он очень сложный, тональный. Когда оказался в командировке в Китае и проработал там три года, понял, что мой уровень владения китайским недостаточен, чтобы продолжить свою карьеру как синолог. Уже тогда принял решение ориентироваться на англоговорящие страны.
– Удается ли сейчас применять китайский язык?
– Гораздо позже пришло понимание, что выбор китайского направления был подсознательно связан еще и с любовью к китайской кухне, которая осталась на всю жизнь. В Минске стараюсь бывать в китайских ресторанах и, если есть возможность, общаться с персоналом на китайском – людям всегда приятно слышать родную речь. В Гродно тоже есть такое китайское национальное кафе. Я обратил внимание, что в город часто приезжают туристы из Китая. Это нация, которая охотно знакомится с зарубежной кухней, но в повседневной жизни предпочитает национальные блюда. Если поток китайских туристов в Гродненскую область будет расти, значит, со временем обязательно появятся и новые китайские рестораны.

О стране алмазов и мифах дипломатической службы

– Куда отправились после Китая?
– Африка, Ботсвана, здесь работал с 2003 по 2006 годы. Ботсвана по территории как Франция, но с населением чуть больше 2 миллионов. До 1970-х была в числе беднейших стран мира. Когда там обнаружили алмазы, стала одной из самых богатых стран континента. Примерно треть своего национального бюджета они вынужденно тратят на здравоохранение, потому что здесь более 30% населения ВИЧ-инфицированы, еще треть – в образование граждан.
Государственный прием в Ботсване
С туристической точки зрения Ботсвана интересна любителям дикой природы. Здесь можно увидеть настоящую Африку с ее уникальным животным и растительным миром. Самое удивительное, что удалось увидеть – дельта реки Окаванго, это единственная в мире река, которая никуда не впадает. Она несет свои воды и разбегается на тысячи рукавов, исчезая затем в песках пустыни Калахари.
А еще с удивлением узнал, что в Африке самым опасным животными считаются не львы и не крокодилы, а бегемоты. От них больше всего травм получают приезжающие туристы. Бегемоты живут прайдами, самец яростно бросается на каждого, кто приблизится слишком близко к самкам, и бегают эти животные под водой достаточно быстро.
– Какие мифы о работе русских дипломатов часто приходится развенчивать?
– Один из самых распространенных – что дипломаты живут в роскоши и останавливаются в дорогих отелях. Министерство иностранных дел – бюджетная организация, и в командировках действуют строгие лимиты расходов. Я уже рассказывал, что мы жили в конце 1990-х в Шэньяне в достаточно спартанских условиях. Считаю, что дипломатическая служба – это прежде всего работа, а не привилегии.
– Если верить сюжетам кино ну или новостям западных СМИ, в русских диппредставительствах – сплошные шпионы или разведчики. По крайней мере именно эти причины озвучивают западные политики, когда хотят выдворить российских дипломатов из страны.
– Расскажу один случай из личного опыта. Во время командировки в Сан-Франциско из генконсульства выслали троих сотрудников: двух дипломатов и… повара. Мы шутили, что, возможно, закупая продукты для приемов в супермаркете или на рынке, он мог каким-то образом получать информацию, представляющую государственную тайну Соединенных Штатов, например, засекреченный рецепт кока-колы или узнать уровень антибиотиков в "ножках Буша".
Я считаю, что вся эта "шпиономания" – чисто политический прием, известный еще с советских времен: если возникают экономические или внутренние политические проблемы, удобнее назначить виновным внешнего врага. Сегодня Европа особенно подвержена этому, и, к сожалению, Россия и русские часто становятся объектом подобных обвинений.
Важно отметить, что наш президент Владимир Владимирович Путин никогда не называет западных лидеров врагами. У нас появился список недружественных стран, но мы никогда не говорим – вражеские. Это демонстрирует, что наша дипломатия остается инструментом общения, а не конфронтации.

"Русский след" в сердце Калифорнии

– Одна из ваших командировок на североамериканском континенте проходила в Сан-Франциско.
– Действительно, в генконсульстве в Сан-Франциско работал с 2013 года по сентябрь 2017-го. Занимал должность заместителя генконсула. Это было очень большое дипучреждение, размером со среднее посольство. В консульский округ Сан-Франциско входил не только штат Калифорния, но и соседние штаты – Вашингтон, Орегон, Невада, Юта, Аризона, Колорадо, Нью-Мексико, а также Гавайи.
Довелось побывать на Гавайях. И, кстати, увидеть настоящий, а не выдуманный русский след – позитивный. Мало кто знает, что в начале XIX века рассматривался вопрос о том, чтобы Гавайские острова вошли в состав Российской империи, шли переговоры с местными вождями. Тогда на Гавайях возникло три русских крепости. Одна из них – Форт Елизаветы – сохранился до наших дней и является одним из памятников русской Америки.
Форт Елизаветы на Гавайях
– Это же на берегах Сан-Франциско произошла известная история любви, легшая в основу покорившей мировые подмостки рок-оперы "Юнона и Авось"?
– Именно в этом городе русский дипломат, участник Российско-Американской экспедиции граф Николай Резанов встретил и полюбил испанскую девушку, дочь коменданта крепости Сан-Франциско Кончиту Аргуэльо. Резанов уехал за разрешением на брак, но в дороге умер от болезни. Кончита же продолжала 30 лет до своей смерти хранить верность возлюбленному, даже получив весть о его кончине.
Следы присутствия русских первопроходцев до сих пор сохранились в Калифорнии. Например, Форт Росс, построенный на берегу Тихого океана на землях индейских племен в 1812 году в связи с необходимостью снабжать продуктами жителей тогда еще принадлежащей русским Аляски. Сейчас здесь расположен музей под открытым небом. В окрестностях много ручейков и дорог с русскими названиями. А местные племена хранят память о русских поселенцах крепости за доброе отношение к их предкам.
– Действительно ли Сан-Франциско считается одним из самых желанных мест для командировки в США среди дипломатов?
– Это правда. Сан-Франциско – пожалуй, самый необычный город в Соединенных Штатах. Близость залива обеспечивает мягкий климат с температурой от +15 до +25. Здесь круглый год цветут деревья и цветы. Примерно в 30 километрах от города – пляжи и винные районы, где летом температура может подниматься до +30, а в зимние месяцы можно посетить горнолыжный курорт, расположенный в окрестностях крупнейшего в США и невероятно живописного высокогорного озера Тахо. Маленькая говорящая деталь – не зря озеро Тахо упоминается даже в "Крестном отце", там размещалась дача Майкла Корлеоне.
Генконсульство РФ в Сан-Франциско
– Какой опыт вы получили, когда генконсульство России в Сан-Франциско столкнулось с тем, что в новостях назвали "рейдерским захватом дипломатического здания"?
– Это был уникальный опыт по экстренному закрытию генконсульства. Не помню в истории современной России, чтобы приходилось закрывать крупное диппредставительство в такие короткие сроки. Власти США 31 августа 2017 года объявили о своем требовании закрыть генконсульство и полностью освободить огромное шестиэтажное здание до 2 сентября, то есть за неполных три дня.
В те дни весь мир облетела фотография с черным дымом над зданием генконсульства, мол, русские дипломаты нарушают экологию. Но никто не упоминал, что местные власти на дни, когда мы вынужденно проводили мероприятия по консервации и эвакуации здания, в том числе по уничтожению консульских документов, имеющих ограниченный допуск секретности, запретили во всем штате Калифорния что-либо сжигать. В те дни ни одна труба в городе, кроме нашей, не дымила. Картинка получилась впечатляющая.
Генконсульство России в Сан-Франциско закрыто уже 9 лет. Уверен, что наступят времена, когда оно возобновит работу, а дипломатические отношения с США нормализуются, но, скорее всего, не в ближайшее время.

О важной роли Таджикистана

– С какой новой стороны открылся для вас Таджикистан во время вашей следующей командировки в город Ходжент, где вы возглавляли генконсульство?
– Во время работы в Таджикистане, где я прожил с 2018 по 2023 год, понял, что эта страна – важный стратегический партнер не только для России, но и для всех постсоветских республик. Ведь она играет роль своеобразного буфера, сдерживающего проникновение радикальных движений, особенно в страны Средней Азии.
Это многострадальная земля, где с 1993 по 1997 годы была настоящая гражданская война. Победа в ней светской власти предотвратила возможное распространение исламистских сил по региону.
Сейчас это независимое государство, которое постепенно восстанавливает экономику. Конечно же, важную роль здесь играют денежные переводы из России, которые делают своим семьям уехавшие в нашу страну на заработки местные граждане.
Уникальность Таджикистана еще в том, что здесь преобладает молодое население. Это единственная страна на постсоветском пространстве, которая с 1991 года удвоила свое население. Здесь в каждой семье в среднем по четыре ребенка.
А еще это шикарное место для экологического и горного туризма. Не стоит забывать, что именно в Таджикистане расположена горная система Памир. Доводилось видеть множество россиян и иностранцев, которые ставили себе сложнейшие задачи проехать по перевалам Памира на велосипедах или мотоциклах.
– Как в Таджикистане относятся ко всему русскому?
– В Таджикистане наблюдается повышенный интерес к русскому языку. В рамках развития гуманитарных отношений Россия построила здесь пять русскоязычных школ. И одна из них – школа имени А.П. Чехова, рассчитанная на 1200 школьников, с двумя бассейнами, современными классами была построена в Ходженте. Среди желающих учиться здесь даже существовала очередь.
В стране также функционирует много частных школ с русским языком преподавания. Многие граждане заинтересованы изучать русский, так как работают в России и хотят получить российское гражданство.
Открытие школы в Ходженте
– Много ли было консульской работы в Ходженте?
– Наше генконсульство обслуживало 200-тысячный Ходжент и Согдийскую область с населением более 2 миллионов человек. Объем консульской работы был колоссальным. Ежегодно выдавали по 5 тысяч паспортов, около трех тысяч заявлений на получение российского гражданства детям.

Об учителях и новых традициях

– Накануне Дня дипломата в Беларуси, России и других постсоветских странах прошли встречи выпускников, и мы вспоминаем наших учителей – школьных и жизненных. Кто стал самым важным учителем на вашем жизненном и профессиональном пути?
– Хочу отметить, что эталоном дипломатической службы для всех российских, и уверен, многих зарубежных дипломатов является Сергей Викторович Лавров. Самый сильный руководитель МИД России, чье имя стало символом русской дипломатии.
Если вспоминать жизненных учителей, хочется отметить семью дипломата в Китае Алексея Викторовича Бирюкова и его супругу Анну Викторовну, с которыми мои родители познакомились в загранкомандировке и подружились. Благодаря им я поверил в себя.
В этом году исполнится 28 лет с начала моей дипломатической службы. Хочется поблагодарить моего наставника – Игоря Семеновича Лякина-Фролова, который занимал должности Чрезвычайного и Полномочного Посла России в трех странах. Под его руководством я работал в Ботсване и Таджикистане и многому у него научился. А также генконсула России в Сан-Франциско Сергея Владимировича Петрова и все руководство российского МИД.
– Есть ли в генконсульстве Гродно свои традиции, возможно, есть планы их заложить?
– Наше генконсульство еще молодое, поэтому традиций пока нет. Надеюсь, к концу моей командировки они обязательно появятся. Например, есть предложение к руководству Гродно и области. Во время одной из поездок в Жировичский монастырь увидел замечательную акцию – председатель Гродненского облисполкома с другими руководителями участвовали в субботнике. Мне кажется, станет хорошей традицией, если бы сотрудники генконсульства вместе с горожанами также участвовали в подобных субботниках и помогали наводить порядок и красоту в городе.
– Напоследок, что бы вам хотелось сказать коллегам, а также жителям Гродно и Беларуси?
– Позвольте пожелать стабильности и процветания всем жителям Принеманского края и всей Республики Беларусь. Хочется поздравить с Днем дипломатического работника моих коллег – российских дипломатов, которые отмечают профессиональный праздник 10 февраля, и белорусских дипломатов, отметивших его 22 января. Успехов в работе и благополучного решения всех поставленных задач, чтобы благодаря нашим усилиям работали перья, а не пушки.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале, MAX и Viber. Также следите за нами в Дзен!