Есть даже армянский: гомельчанка собирает ретро-коллекцию Дедов Морозов

Екатерина Богданович бережно реставрирует главных новогодних персонажей, созданных мастерами прошлого, и сегодня ее коллекции хватит, чтобы не пустовало место под сорока елками.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В прошлом экономист Екатерина Богданович больше десяти лет занимается рукоделием: создает свои игрушки и обновляет редкие экземпляры художественных артелей бывших республик Советского Союза. В ее коллекции более сорока Дедов Морозов и Снегурочек с разной пропиской – Ленинград, Воронеж, Иркутск, Теребовля, Ровно, Пушкино, Горький, Брест, есть даже волшебник из солнечной Армении.
Корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко побывала в гостях у хранительницы воспоминаний из детства.

Дедушка-армянин

Говоря об армянском Деде Морозе, Екатерина Богданович отметила, что это достаточно редкий экземпляр.
"Очень мало информации я смогла найти про этого сказочного дедушку. По одной из версий, он родом из Армении. Делали таких не для массового производства, а по индивидуальному заказу. Можно предположить, что этот Дед Мороз из 1990-х годов. В России я нашла одного коллекционера, у которого два похожих дедушки-армянина", – рассказала мастер.
В коллекции гомельчанки есть редкий экземпляр – Дед Мороз-армянин
Большинство советских старцев делали из ваты, поэтапно формируя из нее каркас, чтобы вышла форма тулупа. Каждый слой промазывали клеем для прочности. Лицо лепили из папье-маше, а чуть позже стали использовать пластик. Эмоции, кажется, добавляли уже мастерицы под настроение: самый сердитый дед в коллекции Екатерины из Теребовли, а откровенный добрячок – из Бреста. Задумчивые и загадочные, грустные и веселые, серьезные и удивленные, но все без исключения добрые, заставляющие даже взрослых верить в чудо волшебники.
1 / 6

Выражение лица у дедушек разное, а предназначение у всех одно – дарить волшебство

2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
"Ватных дедушек и их внучек больше нигде в мире не делали, только в СССР", – отмечает собеседница.
Поэтому, по ее мнению, важно сохранить их для потомков.
По словам Екатерина Богданович, начинать нужно с правильного хранения – в специальных боксах и витринах.
"Самые проблемные места у старцев и их внучек – подмышки и рукава. Нельзя просто взять и отреставрировать один элемент. Обновлять приходится всего Деда Мороза и Снегурочку, разбирая практически до основания", – поделилась тонкостями реставрационного процесса мастер.
1 / 2

Процесс обновления игрушек, которым более 70 лет, наиболее трудоемкий. Нужно максимально придать им аутентичный вид, бережно сохранив первоначальные детали

2 / 2
Процесс реставрации игрушек, особенно ватных, трудоемкий и затратный, поскольку нужно использовать максимально приближенные материалы к тем, что использовались при их создании, подчеркнула собеседница. Даже вата для реанимации волшебников необычная – льняная, ее приходится заказывать за тысячи километров. А финальное покрытие замешивается по рецепту времен СССР – на основе крахмала.
Показывая одного из отреставрированных Дедов Морозов, Екатерина Богданович вспоминает, что этот дедушка достался ей в очень плачевном состоянии, с плесенью и разрывами. Его нашли на чердаке и попросили обновить, а когда она вскрыла вату, то обнаружила норку мыши.
"А вот клад не находила", – смеется рукодельница.

Кастинг на право быть в коллекции

Говоря о принципах отбора Дедов Морозов и Снегурочек в коллекцию, мастер рассказала, что он простой – если сердце застучало, игрушка приобретается и реставрируется, даже если похожая уже есть.
В коллекции у Екатерины Богданович из Гомеля более сорока Дед Морозов и Снегурочек
Сейчас у рукодельницы целая домашняя выставка самых разных волшебников: с оригинальным посохом из липы, в шубах из ткани и бумаги, в валенках и без, украшенные орнаментами и разноцветным битым стеклом. Многие из персонажей датируются 1970-80-ми годами, но есть и настоящие раритеты среди главных зимних волшебников.
"Своего первого дедушку я купила на Измайловском рынке в Москве. Это Пушкинская фабрика "Елочных украшений", ориентировочно 1960-е годы. Но есть в моей личной коллекции дедушка и постарше – конец 1950-х годов", – демонстрирует солидного возраста новогоднего волшебника коллекционер.
Дед Мороз. г. Горький, конец 50-х годов. Самый редкий и возрастной в коллекции гомельчанки
Ценность таких игрушек, со слов собеседницы, в том, что их становится все меньше. Если есть возможность их сохранить, то Екатерина просит этих сказочных проводников в прошлое не выбрасывать, а передать ретро-куклы потомкам.
Отметив, что технология создания ватного Деда Мороза ушла в прошлое – в жизнь внедрился пластик, и даже валенки перестали делать, просто прикрывая ноги сказочных дедов шубой в пол, она рассказала, что тем не менее есть энтузиасты, стремящиеся возродить традиции прошлого. И зачастую это связано с детскими воспоминаниями.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
"Помню, отец вешал серебристый диско-шар на Новый год. Он крутился и заполнял комнату волшебством. Елку ставили живую на "хитрую" подставку, которую мастерил папа: механизм заставлял зеленую красавицу крутиться. Под елкой стоял большой ватный Дед Мороз, похожий на того, который дал старт моей коллекции", – поделилась своей историей рукодельница.

Дефицит ретро-Снегурочек

Мастерица из Гомеля рассказала, что нашла сообщества коллекционеров новогодних волшебников – с ними можно обменяться игрушками, уточнить информацию о годе выпуска и узнать хитрости реставрации.
При этом она отметила, что о том, где найти ватных дедушек, в чатах охотно делятся, а со Снегурочками с каждым годом становится все сложнее, поскольку на фабриках их выпускали гораздо в меньших количествах.
1 / 3

Снегурочек в СССР выпускали меньше, чем Дед Морозов, поэтому для коллекционеров найти ватную Снегурочку в хорошем стоянии – находка

2 / 3
3 / 3
"В моей коллекции две Снегурочки Воронежской фабрики, даже стоимость сохранилась – 2 рубля и 45 копеек. Одна из них, видимо, долго "поздравляла" деток, ее я отправлю на обновление. Есть и редкие в родной упаковке. Недавно ко мне приехала Ярославская внученька", – делится Екатерина.
Со слов собеседницы, самые распространенные ватные Снегурочки были калининского производства. После их стали выпускать в Твери, почти до 2000-х. Их особенность – шуба в пол, а над опушкой – геометрический орнамент: красный, синий, иногда фиолетовый или зеленый. Лицо – пластик со стандартным штампованием, но выражение лица разное: при ручной работе не бывает двух одинаковых экземпляров, обратила внимание собеседница.
Екатерина Богданович не только коллекционирует и обновляет советский символ нового года, но и создает игрушки из ваты сама

Любимые "морщинки"

Екатерина Богданович уверена, что следы времени только добавляют очарования сказочным новогодним персонажам, которые бывали в разных "гостях". Например, самый высокий Дед Мороз в ее коллекции – более полуметра – когда-то украшал елку в ГАИ.
Эффектно в коллекции Екатерины выделяется иркутский Дед Мороз – дед 1984 года имеет знатную бороду. Особое настроение создают и белорусские дедушки с носом-картошкой и с хитрым прищуром глазами.
Отличительная черта белорусского Деда Мороза – нос картошкой
"Настоящие полещуки", – отмечает собеседница.

Верить в волшебство

Екатерина Богданович уверена, что сохранять Дедов Морозов и Снегурочек из прошлого очень важно, в том числе и для детей, чтобы они могли соприкоснуться с тем, как "мы жили", с новогодним волшебством, которое было всегда.
"Это наша история. У них даже запах Нового года сохранился. И, конечно, хочется, чтобы все мы не теряли веру в волшебство и с таким же трепетом, как в детстве, ждали новогоднее чудо, не забывая ставить под елочку главных героев праздника", – подытожила коллекционер.
1 / 2
2 / 2
К слову, в коллекции мастера не только Деды Морозы и Снегурочки, но и десятки советских новогодних открыток. Самые любимые – с рисунками художника-мультипликатора Владимира Зарубина. А еще есть целая коллекция значков на новогоднюю тематику. Некоторые из них, по словам Екатерины, она с удовольствием пристегивает к лацкану пиджака.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!