Власти Литвы в минувшее воскресенье закрыли границу с Беларусью. Движение в пунктах пропуска "Мядининкай" (с белорусской стороны – "Каменный Лог") и "Шальчининкай" ("Бенякони") остановилось.
Заложниками этой ситуации стали водители фур, которые вынуждены ждать на границе сутками – некоторые стоят уже по 10 и даже 40 дней.
Очереди из большегрузов здесь в последнее время не редкость, сейчас движение и вовсе стало. Многие перевозчики везут скоропортящиеся продукты: овощи, фрукты, молочную продукцию. Водители ежеминутно листают ленты новостей в надежде, что есть та самая – о возобновлении движения.
Фуры у ПП "Каменный Лог"
© Sputnik / Виктор Толочко
Корреспондент Sputnik отправился в пункт пропуска "Каменный Лог" и узнал, что там происходит.
40 дней в очереди
О происходящем на границе можно догадаться еще в Ошмянах, расположенных в 18 километрах от "Каменного Лога": водители едут в город купить еды, сходить в душ, да и просто развеяться.
Через этот пункт пропуска до недавнего времени можно было выехать в Литву на легковом автомобиле, фуре, рейсовых и туристических автобусах. Пропускная способность немаленькая – 600 легковушек и 500 фур (в одну сторону).
Сопредельная сторона хоть и неритмично принимала транспорт, но движение было. Сейчас фуры стоят. Облегчает водительскую участь система электронной очереди.
"Здесь где-то 40% машин нет, они зарегистрировались и уехали по своим делам", – говорит водитель из Узбекистана.
Машина – дом и рабочее место
Виктор стоит уже 40 дней – едет из Минска в Молдову. "Не пускают, стоим уже 40 дней. Привезли на Минский завод игристых вин груз и вот пытаемся вернуться домой", – говорит он.
Виктор едет из Минска в Молдову
© Sputnik / Виктор Толочко
Условия у него, как и остальных водителей, полевые: машина – дом и рабочее место.
"Что я могу сказать – страдаем. Кто так к литовцам залетел – скорее всего, политика, а не метеозонд", – добавляет водитель.
Алексей везет овощи из Москвы в Калининград, приехал в "Каменный Лог" сегодня утром и считает, что ему придется прождать минимум три дня.
"Не меньше. Это очень долго. Очередная провокация, Литва любой повод ищет, чтобы нарушить транзит в Калининград", – говорит он.
Алексей везет овощи из Москвы в Калининград
© Sputnik / Виктор Толочко
По его мнению, литовцы хотят ущемить Беларусь и Россию. Страдают от такого решения и литовские перевозчики.
"Это простои, расход. Они сами себе гадят. Мы проехали – и все. Литовцы теряют на этом деньги. Ведь к ним же возят товары", – добавил он.
Просим разрешения посмотреть "второй дом" Алексея, ведь именно в машине он проводит больше всего времени – отношение соответствующее: обувь оставляет на ступеньках фуры, внутри – только в тапочках.
Для уюта постелен коврик, на планшете включены новости. Стоит чашка с чаем. Уют водитель создает себе сам, как и большинство дальнобойщиков. А вот в туалет и душ приходится ходить на заправках.
Фуры у ПП "Каменный Лог"
© Sputnik / Виктор Толочко
Мимо проезжает машина с надписью "горячая еда" – кто-то из водителей решил подкрепиться. Вдоль дороги стоят контейнеры с мусором.
Идем вдоль очереди дальше. Стекла большинства машин зашторены – их хозяева отдыхают.
Олег из Казахстана в очереди стоит 12 суток, везет пиломатериалы в Литву. Когда приехал, в очереди было 603 фуры, сейчас – 391.
"Литва закрыта, когда откроют – непонятно. Хорошего мало. Буду связываться с фирмой и решать, что делать. Ведь в простое много теряю. 12 суток стою, за это время я смог бы съездить в Литву и назад уже с грузом ехать", – сетует он.
В истории со сбитыми Литвой зондами Олег не верит.
Олег из Казахстана
© Sputnik / Виктор Толочко
"Дождутся, что ничего возить не будем"
На площадке недалеко от "Каменного Лога" стоит много фур. У одной из них собралась целая делегация из Узбекистана, они помогают товарищу чинить грузовик.
Ахаджон везет удобрения, своей очереди на въезд в Литву ждет с 18 октября.
"С тех пор даже половина машин не проехала. Мы только водители, начальство решает, как быть дальше. Мы ждем. Пока тишина", – делится он.
Ахаджон из Узбекистана
© Sputnik / Виктор Толочко
Его коллеги везут в Литву кабель. "Мы просто водители, но в нашем товаре заинтересована Литва. Мы же не в Польшу, Бельгию везем. Каждая машина везет минимум груза на 60-70 тысяч евро. Это все в Литву. Наверное, откроют (границу – Sputnik), когда мы из Узбекистана ничего возить не будем, и они это ощутят", – размышляет Акрам.
Дальнобойщик Акрам
© Sputnik / Виктор Толочко
"Мелко пакостят"
Отдельно стоит сказать о российском транзите в Калининград. Водители, как правило, везут в регион продукты питания, которые быстро портятся.
Говорить на камеру готовы лишь единицы, но в беседе охотно рассказывают о "прелестях европейского гостеприимства". Груз молочных товаров у Виктора стоит уже двое суток на границе. Он признается: такого никогда не было. Раньше ездил в Латвию, но в один из рейсов его "позвали на беседу" и за "неправильный" ответ просто перечеркнули литовскую визу.
"Вот так нам мелко пакостят, провокационные вопросы задают. Например, чей Крым, осуждаете ли вы Россию. Коллегу лишили визы за то, что у него сын срочную службу служил. Это край уже, приеду – ключи на стол. Хватит, не будет с этими европейскими партнерами никаких дел", – делится он.
Поговорить о ситуации с нами решается Геннадий. Он везет масло и сыры в Калининград. Его товарищи шутят, что он старый и ему терять уже нечего. Водит фуры мужчина с 1996 года, признается, такого "дурдома" никогда не было.
Дальнобойщик Геннадий
© Sputnik / Виктор Толочко
"Все хуже и хуже. Какие бы ни были отношения, такого не припомню. Литва транзиту не препятствовала. А сейчас они вносят свою лепту в войну с Россией", – добавляет Геннадий.
Всего со скоропортящимися товарами в Калининград стоит минимум 60 фур. Водители продолжают надеяться и ждать – единственное, что им остается в этой ситуации.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!