В Красной Армии и подполье: как китайцы помогали CCCР приближать Победу

Армия в Союзе была не просто многонациональной, а даже интернациональной. В годы Великой Отечественной войны иностранные граждане были как в партизанских отрядах, так и в регулярных частях.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Из истории уже не Великой Отечественной, а в целом Второй мировой, известна 88-я отдельная стрелковая бригада, в которую входили этнические китайцы и корейцы. Она действовала в тылу врага летом 1945 года, когда советские войска освобождали нынешние территории КНР и КНДР от японских оккупантов.
Участие в этих боевых действиях корейцев и китайцев было вполне логичным. Что же касается событий на западе, то в фильмах о войне, когда надо было отразить интернациональную тему, чаще всего показывали персонажей-поляков, сражавшихся плечом к плечу с красноармейцами.
И все же на западном направлении тоже были выходцы из Китая, либо их потомки. Один из них – военный летчик Тан До.

Отъезд в СССР

Китаец Тан До (другие варианты имени – Тан Доу и Тан Тоу) прожил в СССР довольно долго. В Союз он приехал еще в 1925 году, вскоре после окончания Гуандунского военно-воздушного училища.
Причем в это училище было всего два набора. Тан До попал в первый из них, в котором было 10 курсантов. Из них лишь несколько человек отправились в Союз для дальнейшей учебы. Предполагалось, что он пробудет в стране Советов не более года, но в итоге китаец прожил в СССР около 28 лет.
Лишь в 1953 году уже состоявшийся офицер советских ВВС вернется в Китай по предложению властей. Жизнь в Союзе останется для него важной частью биографии. "Боевую базу" будущий высокопоставленный офицер Народно-освободительной армии Китая получил в советской армии.

Не пускали на фронт

"Китайский летчик Тан До, заместитель командира воздушного стрелкового полка Советской Армии, неоднократно совершал подвиги в воздушных боях против фашистских войск", – писал председатель КНР Си Цзиньпин в 2015 году в своей статье по случаю 70-летия Победы.
Во многих источниках говорится, что Тан До не просто отгонял фашистов на запад, но был вообще единственным летчиком-китайцем в Красной Армии на этом направлении. Однако на фронт его пустили не сразу.
Офицер Тан До
К 22 июня 1941 года он имел большой опыт управления военными самолетами и фактически служил в советских ВВС. Да и возраст имел не юношеский – за 30 лет. Вполне осознанно вместе с другими китайцами написал письмо Сталину с просьбой отправить его воевать на фронт.
Несмотря на то, что Тан До получил тогда признание как профессионал высокого класса и даже участвовал в воздушном параде в Москве 7 ноября 1933 года, советское руководство не спешило отправлять его на передовую. В СССР понимали, что такие, как Тан До – будущие офицеры китайской армии, которые станут одной из основ стратегического партнерства. Этими людьми нельзя было рисковать.

За штурвалом "Илюши"

Только в 1944 году летчика-китайца отпустили в боевую часть – 74-й штурмовой авиаполк 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. На вооружении там стояли знаменитые штурмовики Ил-2. Военные называли их "горбатыми" за характерный силуэт. Было и другое прозвище, ласковое – "Илюша".
Журнал боевых действий полка, в котором служил Тан До. Центральный архив Минобороны РФ
За штурвалом "Илюши" и оказался офицер Тан До. Специфика использования самолета предполагала пикирование для удара по наземной цели. С одной стороны, Ил-2 был страшным сном для немцев, потому что нередко "горбатые" заходили в атаку группами по четыре-шесть машин и обрушивали на цель всю огневую мощь. Затем они уходили на круг для разворота, а в это время атаковали их "сменщики".
Получалось, что огневое воздействие с воздуха было почти непрерывным и могло длиться даже целый час, а то и больше. С другой стороны, сами "илы" были тоже под ударом, так как работали на относительно низкой высоте.

Потеря товарищей

В начале войны "горбатые" были одноместными, и летчики погибали довольно часто из-за незащищенности задней полусферы от огня вражеских истребителей. В 1941 году потери Ил-2 превысили тысячу машин (в том числе из-за аварий). Если вести речь именно о летчиках-штурмовиках, их за всю войну погибло свыше 7,8 тысячи человек.
Тан До летал уже на новой модификации. Сзади сидел стрелок, защищавший самолет с помощью пулемета. Этот член экипажа стал более уязвим, чем тот, кто за штурвалом. Было множество драматических историй, когда летчики теряли напарников. Не избежал этой участи и Тан До. Однажды, вернувшись на аэродром, он с сожалением понял, что его стрелок мертв. При этом офицер и сам не побоялся быть в роли стрелка, но об этом позже.
Пока отметим, что из документа о награждении Тан До орденом Отечественной войны II степени от 8 июня 1945 года следует: китаец имел тогда звание капитана и был помощником комполка именно по воздушно-стрелковой службе. Правда, в документе есть приписка "стажер" из-за того, что он был иностранцем.
Примечательно, что в одном полку с Тан До служил Борис Окрестин, у которого за плечами были сотни боевых вылетов. Перед операцией по освобождению БССР он получил звание Герой Советского Союза. К сожалению, Окрестин погиб, это произошло недалеко от Минска, он похоронен в белорусской столице.

В роли стрелка

После освобождения Беларуси были бои в небе над Польшей, а потом и операция в Восточной Пруссии. К тому моменту Тан До имел орден Красной Звезды. Начало 1945 года оказалось для него относительно спокойным.
В журнале боевых действий полка говорится, что в первые дни января личный состав отдыхал, либо проводились разборы полетов, тренировки для молодых летчиков и так далее. Но вскоре начались разведывательные вылеты, а потом и боевые действия. Приходилось действовать при сложных метеоусловиях. Один из самолетов по этой причине совершил посадку в Литве на "чужой" аэродром.
Наградной список, в котором фигурирует Тан До
Наградные документы Тан До показывают, что в качестве стрелка Ил-2 он совершил 11 боевых вылетов вместе с летчиком – героем Советского Союза Владимиром Гамзиным, который после войны некоторое время жил на Украине, а потом и в БССР, где работал на "Гомсельмаше".
Вместе с Гамзиным они несколько раз успешно отработали боевые задачи в районе Кенигсберга, когда там ликвидировали окруженную немецкую группировку. Были и полеты по разведке погоды, которые тогда были очень важны для авиации.
"При разведке погоды тов. Тан-Тоу грамотно и обстоятельно докладывал результаты разведки, чем обеспечил боевую работу групп штурмовиков", – говорится в одном из наградных листов.
Ценился китаец и как грамотный наблюдатель. Он своевременно предупреждал летчика-напарника об изменении обстановки. Также ему удавалось поражать наземные цели, в том числе зенитную артиллерию.

Окончание войны

Бои на территории врага были ожесточенными. Если в начале 1945 года полк имел 35 исправных машин, а всего 41 Ил-2, то после Восточно-Прусской операции общее количество было 28, исправных – 25. И в личном составе тоже были потери. В начале года насчитывалось 38 боеспособных летчиков и 45 стрелков, а к началу мая – 25 и 31 соответственно. Кто-то был в госпитале, а кто-то погиб… В апреле операция в Восточной Пруссии окончилась. Начался спокойный май.
"На всех фронтах прекратились военные действия. Германия полностью капитулировала", – отметил писарь в журнале 9 мая.
По этому случаю в полку организовали митинг и праздничный вечер. Был дан приказ перебазироваться на аэродром Растенбург (сейчас это территория Польши).
Война для Тан До была окончена и, казалось бы, пора возвращаться домой. Но "стажер" из Китая задержался в СССР еще примерно на шесть лет. Преподавал в Пермском военном авиационно-техническом училище. Женился, супруга родила ему двух сыновей.
В 1953 году, когда умер Сталин, в Союз приехала китайская делегация. Соотечественники предложили Тан До вернуться. Он согласился и уехал вместе с семьей. В Китае летчик стал деканом одного из факультетов Военно-инженерной академии в Харбине.
Тан До в чине генерал-майора Народно-освободительной армии Китая
Через несколько лет ему присвоили звание генерал-майора Народно-освободительной армии Китая. Тан До дожил до преклонных лет и скончался в 1983 году.

Китайское подполье

В оккупированном Витебске, как и многих других городах, было создано подполье. Как правило, многие вспоминают о Вере Хоружей, но мало кто знает, что она выходила на связь с китайской подпольной группой. Была и такая в городе на Двине.
Сами по себе китайцы там не были какой-то экзотикой. Как рассказал корреспонденту Sputnik ученый секретарь Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов, еще в дореволюционной периодической печати можно встретить сообщение, что в Витебск прибыли китайские торговцы.
"Сначала описывается, что они ходили в своих национальных костюмах. Вскоре они уже переоделись в европейскую одежду", – пояснил историк.
Будущий руководитель витебской подпольной группы, известный как Андрей Лептин (Лип-Ти), приехал в Витебск в 1905 году в качестве денщика российского офицера. Он остался жить на новом месте, а во время Гражданской войны поддержал большевиков и даже воевал на их стороне.
Андрей Лептин с семьей. 1930-е годы
Уже в советское время, в 1920-е годы, в деревне Марковичи Витебского района был организован китайский колхоз, который стал передовым. Работал там и Андрей Лептин. Правда, к концу 1930-х в хозяйстве было уже не так много китайцев. Многие из них переселились в Витебск, в том числе и Лептин.

Под видом прачечной

Когда пришли немцы, Лептин никак не мог поддержать новую власть и решил бороться с ней. Так он стал главой китайских подпольщиков. Из воспоминаний очевидцев известно, что группа была образована в апреле 1942 года на базе прачечной, работавшей в Витебске.
В нее вошли Василий Чучалин (возможно, китайский вариант фамилии – Чу Ча Лин), сестры-китаянки Ирина и Мира Джанванфу (Джан Ван Фу).
Среди них была и русская комсомолка Зинаида Шерякова. В том числе через нее держала связь с китайцами Хоружая.
Прачечная находилась в центре города, неподалеку от реки Витьбы и ратуши. Ее услугами пользовались и немцы - как отдельные военные, так и целые части. Это было важным фактором для подполья, потому что многое можно было узнать по количеству белья и формы, по номерам на ней.
К тому же такое заведение было удобным местом для встреч, а сам факт работы в нем китайцев снижал уровень подозрений. Сначала немцам казалось, что это посторонние люди и они не будут лезть в местные дела.
Любой связной мог прийти к ним под видом обывателя, который просто сдает белье для стирки и никаких общих дел с приезжими не имеет. Кстати, с китайской группой в итоге связалась не только Вера Хоружая, но и легендарный диверсант "Джек" – офицер советской военной разведки Павел Крылатых.
Китайцы не только добывали важную информацию. Они умудрялись незаметно портить одежду немецких военных: с помощью химикатов "пережигали" ткань, и вскоре она становилась непригодной. Известен и случай, когда "прачки" отправили партизанам 18 канистр бензина.

Предательство

"Деятельность группы была достаточно важной и активной, но продолжалась она лишь до сентября 1943 года", – отметил Валерий Шишанов.
Точно неизвестно, кто выдал китайцев, но это было именно предательство. Жена Андрея Лептина, русская женщина, а также трое их детей, оказались в концлагере. К счастью, они выжили. Сам Лептин, к сожалению, был замучен оккупантами. Сейчас в Витебске живет его внук, который хранит память о деде.
Сестры Джанвунфу остались в живых, но уехали из Витебска. Мира жила в Архангельске.
Мира Джанванфу, подпольщица-связная в годы ВОВ. Фотография сделана в 1986 году
Ирина – в Ташкенте.
Ирина Джанванфу, подпольщица-связная в годы ВОВ. Начало 1980-х
В Витебском областном краеведческом музее сохранилось письмо с воспоминаниями Ирины.
"Эта группа стала легендой витебского подполья и, в общем-то, внесла свой вклад в разгром фашистов, в борьбу с оккупантами", – подчеркнул Валерий Шишанов.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!