Современное поколение полетами в космос не удивишь – они стали нормой жизни. Но для тех, кому сегодня "60 плюс", это было событием, а космонавтов воспринимали как героев.
Открытки с их портретами продавались в книжных магазинах и киосках. Многие школьники в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века собирали коллекцию портретов первых космонавтов.
Сибиряк
Волынов родился 18 декабря 1934 года в Иркутске. Своей малой родиной он считает город Прокопьевск Кемеровской области, куда его мать после окончания института переехала к родственникам.
Прокопьевск представлял из себя пять шахт, вокруг которых крутилась вся жизнь города. Борис Валентинович до сих пор помнит гудки, которые до 60-х были непременным атрибутом всех крупных промышленных предприятий.
Для послевоенного поколения мальчишек спорт был всем. Волынов профессионально занимался гимнастикой. Чтобы чувствовать себя уверенным в уличных драках, освоил самбо.
Увлечение авиацией пришло к нему в первые послевоенные годы, когда некоторое время он жил в Кишиневе у своей тети. Она работала главврачом родильного дома и очень часто летала на самолетах санавиации в отдаленные сельские районы. С собой она брала племянника Бориса.
После окончания школы в 1952 году Волынов твердо решил стать летчиком. В том же году он принял присягу в летной школе ВВС Приволжского военного округа в Павлодаре, которую окончил год спустя. Затем было трехгодичное обучение в Сталинградском военном авиационном училище под Новосибирском, после которого Волынов был отправлен в часть ПВО Московского военного округа в Ярославль.
Первый отряд космонавтов
Карьера космонавта у Волынова начиналась точно так же, как и у его коллег: беседа с командиром полка, подпись об обязательстве полного запрета на разговоры в семье о работе. Так он оказался в первом отряде космонавтов, который для секретности именовался как войсковая часть 26266.
Космонавт Борис Волынов в кабине реактивного самолета
© Sputnik
Первые космонавты дружили. Сохранилась пленка с записью встречи 1961 года, когда они встречают Новый год на только что полученной Волыновым квартире в Чкаловском. 12 апреля 1961-го первым в космос полетел Юрий Гагарин, а за 19 дней до этого в сурдобарокамере погиб член отряда Валентин Бондаренко.
Сохранилась архивная фотография после полета Гагарина – в Сочи на даче Елейное, на которой запечатлены первый отряд космонавтов вместе с конструктором Сергеем Королевым. В военной форме только Гагарин, все остальные – в спортивных костюмах. В печати в то время она была известна, как фото спортсменов с Юрием Гагариным – это было соблюдение условий секретности.
Первый отряд советских космонавтов во время отдыха в Сочи
© Sputnik
Ожидание полетов
В первую шестерку для полетов Волынов, как он сам объясняет, не прошел по росту. Норматив в то время был 170 сантиметров, а у него – 172.
Помощник главкома ВВС по космосу Николай Каманин благоволил к Волынову, но влияния и власти генерал-лейтенанта не хватило для того, чтобы отправить его в первые полеты.
До своего старта в 1969 году Волынов все время у кого-то был дублером.
Члены первого отряда космонавтов СССР: Юрий Гагарин, Борис Волынов, Герман Титов, Евгений Хрунов
© Sputnik
Нештатный космонавт
После смерти Сергея Королева в январе 1966 года советская космонавтика переживала кризис: запуск корабля "Союз-1" с Владимиром Комаровым на борту закончился гибелью космонавта 24 апреля 1967 года.
Следующий пилотируемый полет был запланирован на 13 января 1969 года с Владимиром Шаталовым, но его отменили за 10 минут до старта из-за отказа гидроскопического прибора.
"Союз-4" с Шаталовым улетел в космос 14 января, а уже 15 января стартовал "Союз-5" с Волыновым, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Стыковку пришлось сместить по времени. При первом сближении кораблей они оказались над Африкой. Стыковка была проведена, когда "Союзы" находились над Крымом. Шаталов принимал гостей на борту – первая в истории космонавтики стыковка прошла успешно.
Финал полета был разделен на две части. Приземление Волынова планировалось провести на второй день после возвращения на планету Шаталова, Елисеева и Хрунова.
Корабль состоит из трех отсеков: спускаемого аппарата, приборного и орбитального отсеков. Для спуска необходимо, что от спускаемого аппарата отделились два отсека. С кораблем Волынова разделения отсеков не произошло.
На высоте 80 километров произошел взрыв топлива в баках и аппарат начал кувыркаться. Горящий спускаемый аппарат начал падать. На 10 километрах парашют раскрылся, но стропы постоянно закручивались. Связь с Волыновым прекратилась.
Спускаемый аппарат приземлился в степи Казахстана в 600 километрах от заданной точки. Волынов выбрался из люка в тонком трикотажном костюме и кожаных тапочках при температуре –38°С, спасло от холода раскаленное железо капсулы.
На следующий день Волынов вместе с другими космонавтами докладывал Госкомиссии о результатах полета, затем 22 января в Москве участвовал в торжественном приеме в Кремле в честь космонавтов.
Торжественная церемония встречи в Кремле: летчики-космонавты Владимир Шаталов, Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов
© Sputnik / Михаил Кулешов
На несколько лет Волынова по состоянию здоровья отстранили от всех полетов, в том числе на истребителях. В космос его вернул Каманин, который в своем дневнике напишет, что необходимо готовить кадры для "Алмаза" – секретной военной станции на орбите. 6 июля 1976 года Волынов совершил свой второй полет на корабле "Союз-21" вместе с Виталием Жолобовым. В космосе они вдвоем провели 49 суток.
Члены экипажа корабля "Союз-21" Борис Волынов и Виталий Жолобов
© Sputnik / Александр Моклецов
Мягкого приземления при возвращении снова не получилось – была жесткая посадка на поле в Казахстане.
Про Волынова нельзя сказать: его помнят. Его и сегодня все знают. Несмотря на возраст, он находится в гуще всех значимых событий российской космонавтики. Для него нет запретных тем для разговора в любой аудитории. Его рассказ о космосе четок, ясен и понятен даже далеким от космоса людям.
Для Волынова вполне уместны слова, которыми заканчиваются мемуары другого великого летчика и космонавта Георгия Берегового: "Космический корабль, как автомобиль или самолет, обкатать невозможно. Стереотипов тут нет, а дубли исключены. И, по справедливости, каждый космонавт всегда первый".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!