Капитаны угольных морей: белорусские гиганты работают на добыче горючего камня

Многие разработки "черного золота", вопреки стереотипам, тесно связаны с Беларусью, хоть и находятся порой за тысячи километров от нее.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Примерно в одно и то же время, через несколько лет после Великой Отечественной войны, в Беларуси основали завод по выпуску карьерных самосвалов, а в Кемеровской области (Кузбассе) начали добывать уголь открытым способом.
То есть на карьерах Кузбасса во многом началась "карьера" легендарных белорусских самосвалов БЕЛАЗ. О том, как работается кузбассовцам на гигантских машинах, и чем живет регион – в репортаже корреспондента Sputnik.

Мифы и правда

Бытует довольно популярное мнение о том, что Кемерово – город шахтеров. Оно близко к правде, но в то же время своего рода миф, потому что в столице Кемеровской области сейчас только одна действующая шахта – "Бутовская". В конце 1990-х ее закрыли, а потом открыли заново в 2013-м.
Другие кемеровские шахты – "Пионер", "Северная", "Ягуновская" – уже не работают, оставшись лишь частью истории.
Относительно недалеко от города есть карьеры. Не все кемеровчане там бывали, но почти все знают их названия – "Кедровский" и "Черниговский".
БЕЛАЗы в угольном разрезе
Если отъехать подальше от города, найдется немало действующих шахт и разрезов, но они относятся к другим городам. Даже тот же "Черниговский" ближе к городу Березовский, а не Кемерово.
В других городах Кузбасса живет намного больше горняков, чем в областном центре. Да и зимой в Кемерове, в отличие от других крупных населенных пунктов, на снегу не оседает угольная пыль.
Коксохимзавод хорошо виден из исторической части города, которая расположена на правом берегу Томи
Хотя именно здесь, на берегу реки Томи, относительно недалеко от центра города, больше ста лет работает коксохимзавод. Там обогащают уголь, чтобы получился кокс. Это высококалорийное твердое топливо с низкой зольностью, которое используют в металлургии и другой промышленности.
Производство кокса уже не такое вредное, как раньше. Например, там убрали факел, который сжигал "лишний" коксовый газ. Но пока что есть над чем работать.
Таким легендарный факел был в 2008 году
Утверждение о том, что в Кемеровской области добывают только уголь – тоже миф. Недра таят немало других богатств. Здесь достают из земли, например, железную руду. А на севере региона когда-то была золотая лихорадка, благодаря чему в XIX веке возник город Мариинск, существующий и сейчас.
Ну и самый расхожий миф гласит, что любой сибиряк хоть раз в жизни видел медведя. Да, в Кемерове можно прожить лет 50 и увидеть косолапого, но, скорее всего, в цирке. Это только в байках медведи приходят в сибирский город на запах вкусных пирожков.
Хотя в последнее время "потапычи" активизировались и стали заходить в некоторые населенные пункты. Одного медведя видели в пригородном кемеровском квартале "Лесная поляна". Но чтобы эти звери ходили массово, на каждом углу продавали их шкуры, а в каждом кафе подавали пельмени с медвежатиной… Такого и близко нет.

Политех

Все же это край горняков, а не медвежий угол. В Кемерове многое построено за деньги горнодобывающей отрасли. В городе находятся офисы угольных компаний и не только. Порой от хрупкой выпускницы школы на вопрос о том, кем она хочет стать, можно услышать ответ маркшейдером.
Это что-то вроде инженера, геодезиста и картографа одновременно. На маркшейдеров учатся в местном "политехе" – Кузбасском государственном техническом университете (КузГТУ). Готовят там и других специалистов горного дела.
Конечно, в городе имеются и другие вузы, которые славятся своими знаменитыми работниками и выпускниками. Так, в медицинском университете долгое время работал широко известный в мире кардиохирург – профессор Леонид Барбараш. А в местном классическом университете преподавал литературовед Валерий Тюпа, который оставил после себя школу "кемеровской поэтики".
При этом в кемеровском институте культуры учились фотографы Сергей Ильницкий и Арсений Несходимов, а также ныне покойный актер Андрей Панин.
И все-таки именно КузГТУ создает кадровую базу для экономики региона, кстати, не без участия белорусов. Несколько лет назад в "политехе" в рамках проекта "БЕЛАЗ – будущим поколениям" открыли две аудитории, которые оснастил БЕЛАЗ. Здесь есть и реалистичный тренажер, полностью имитирующий кабину карьерного самосвала, и различные стенды.
БЕЛАЗ позже распространил этот опыт на другие высшие технические школы России. География довольно широка: Урал, Москва, Санкт-Петербург, Мурманская область, Красноярский край… Для вузов создают не только специальные аудитории, но и регулярно привозят туда сотрудников белорусского завода. Они читают лекции по устройству самосвалов и новейшим разработкам.
"Мы продолжаем это сотрудничество. Следующий наш этап – создание виртуальных лабораторий. Это два модуля. Первый – виртуальная выставка, через которую мы будем знакомить ребят с серийной техникой БЕЛАЗ и инновационными разработками завода. Второй модуль – уже непосредственно виртуальная лаборатория, через которую можно заниматься сборкой и разборкой основных узлов и агрегатов", – рассказала Sputnik директор по маркетингу "Торгового дома "БЕЛАЗ" (компании-дистрибьютора в РФ) Наталья Холодулина.
Другая фишка "политеха" – Парк горной техники. Его создали в 2018 году, когда жодинский завод отмечал 70-летие. Тогда во внутренний дворик КузГТУ привезли БЕЛАЗ грузоподъемностью 90 тонн. Для транспортировки пришлось разрезать кузов на две части, а потом уже сваривать его на месте.
Еще один нюанс – колеса. Если такой огромный самосвал все время будет стоять на месте, шины могут взорваться из-за постоянной нагрузки на один и тот же участок. Поэтому каждое колесо поднимали с помощью домкратов и ставили на подставки, высота которых рассчитана так, что кажется, будто БЕЛАЗ стоит на своих колесах.
Этот самосвал несколько лет отработал на Талдинском разрезе – одном из самых крупных угледобывающих предприятий в Кузбассе. Теперь БЕЛАЗ стал местной достопримечательностью и особым местом для "политеха".
Около него фотографируются гости. Например, в начале текущего года подобное фото сделала белорусская делегация во главе с на тот момент послом Беларуси в России Дмитрием Крутым (сейчас Крутой возглавляет Администрацию президента Беларуси).
Дмитрий Крутой во время визита в Кемерово не мог пройти мимо БЕЛАЗа
Связаны с этим БЕЛАЗом и некоторые местные традиции. Так, перед сессией у студентов принято протирать фару самосвала на удачу.
А выпускники кафедры эксплуатации автомобилей забираются на палубу и кидают оттуда дипломы. Иногда БЕЛАЗ становится наглядным пособием во время занятий на открытом воздухе.
Выпускники университета на палубе БЕЛАЗа

Как все начиналось

"Политеховский" БЕЛАЗ – не единственный в Кемерове. Второй самосвал-памятник стоит на противоположном берегу Томи в музее "Красная Горка".
БЕЛАЗ там более историчный – модель 7522 с грузоподъемностью в 40 тонн, которую выпускали с 1986 по 1991 годы. В СССР этот самосвал был одним из прототипов для детских игрушек-"белазиков". Его "потомок" в современном модельном ряду – самосвал 75473 с грузоподъемностью 42-45 тонн.
Такие самосвалы уже не производятся, но остались в памяти у многих кузбассовцев
Сорокатонник стоит среди другой техники почти в том самом месте, где начиналась вся угледобыча в Кузбассе. Само это название раньше обозначало не географический регион, а именно зону с месторождениями угля – Кузнецкий угольный бассейн (сокращенно – Кузбасс).
Кузнецк – одно из первых поселений на юге Кемеровской области. Оно было основано в XVII веке как острог, потом стало городом. В ранние советские годы Кузнецк слился с близлежащим поселком, образовав город Новокузнецк.
Свое нынешнее название угольный бассейн получил в XIX веке с легкой руки геолога и путешественника Петра Чихачева. Он создал одно из первых геологических описаний Кузбасса.
По наиболее известной версии, уголь в этой местности нашел казак (по другой версии выходец из крепостных крестьян) Михайло Волков в 1721 году.
Памятник Волкову на площади у главного корпуса КузГТУ
Волков увидел дым от подземного угольного пожара в месте, где пласты угля выходят прямо на поверхность на высоком обрывистом берегу Томи. Это место стали называть Горелой горой, а потом и Красной горкой. От подземного пожара порода песчаника, который тут соседствует со слоями угля, действительно стала красной. Она до сих пор такая.
По другой версии, первым уголь нашел немец Даниэль Готлиб Мессершмидт, которого в Россию пригласил Петр Первый. И было это в том же году, но иностранец, согласно этой теории, обнаружил горючий камень на месяц раньше Волкова.
На Красной горке уголь выходит на поверхность
Музей рядом с легендарным местом обнаружения "черного золота" называют "Красной горкой". Это целая заповедная зона на берегу Томи. В будущем здесь хотят сделать масштабный всероссийский музей угля, но и сейчас уже есть на что посмотреть.
Рядом с выставкой техники стоит старинный дом, в котором размещалась администрация Автономной индустриальной колонии Кузбасс. Внутри здания также есть выставочная экспозиция.
Администрация появилась в ходе эксперимента первых лет советской власти, когда в Сибирь приехали американцы, голландцы и другие жители западных стран. В основном это были убежденные коммунисты, которые мечтали построить новый мир в богатом полезными ископаемыми крае.
По ряду причин колония была распущена, многие иностранцы уехали домой, но кто-то остался. Тогда за короткое время в Кузбассе пересеклись судьбы самых разных людей: от будущего легендарного главы советской агентуры в США Якова Голоса до нидерландского архитектора Йоханнеса ван Лохема.
Последний построил в Кузбассе первые благоустроенные жилища для рабочих с коммунальными удобствами. Те из них, что сохранились до наших дней, признаны памятниками архитектуры регионального значения. А одно из зданий, сделанных по его проекту – школа Кемеровского рудника – включено в список голландских архитектурных памятников, находящихся за рубежом.
В старой части города в районе Красной горки сохранилось и здание конторы Копикуза (Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей) – компании времен Николая II. Эта организация открыла в Кузбассе эпоху масштабной добычи угля.
В дореволюционной конторе Копикуза еще недавно был институт по изучению угля, а теперь тут постепенно создают музей
Если вы храбрый человек и не боитесь подвернуть ноги на косогоре, то от конторы Копикуза можно спуститься к развалинам угольной пристани, построенной при царе, и одной из первых штолен. Если же не хотите рисковать, существует еще один путь – более безопасный, но долгий.
Отсюда еще до революции уголь переправляли через реку на кокосохимзавод
Теперь это одно из сакральных исторических мест для всего Кузбасса. Кстати, официально слово "Кузбасс" стало вторым названием Кемеровской области лишь в 2019 году.

Уникальное кафе

Изучив историю угольного края, можно отправляться на действующий разрез – "Черниговский" (АО "Черниговец", холдинг "СДС-Уголь"). Но сначала надо подкрепиться в "БЕЛАЗ-кафе", которое недавно начало свою работу в Кемерове.
В "БЕЛАЗ-кафе" разработали особое меню, в котором есть даже сырники по-жодински. Шеф-повар Андрей Архандеев любезно согласился раскрыть некоторые тайны рецепта.
1 / 3

"БЕЛАЗ-кафе" начало работу сравнительно недавно, но уже успело набрать популярность

2 / 3

"Завтрак белазиста"

3 / 3

Сырники по-жодински

"Беларусь славится своей молочкой, поэтому мы использовали творог из топленого молока", – пояснил он, отметив, что творог в кафе делают самостоятельно.
Готовые сырники подают со сметанно-ванильным кремом и свежими ягодами. Но одним сладким сыт не будешь. На этот случай есть "Завтрак белазиста" – два черных блина с мясной начинкой и сметаной.

Угольное море

Разрез – это стратегический объект. Прежде чем подъехать к нему поближе, проходим строгую проверку. После инструктажа по технике безопасности надеваем каски, яркие жилеты и едем в машине-вахтовке высокой проходимости на участок горных работ.
Открытые разработки угля в России в целом более популярны, чем шахты. Последних примерно в два раза меньше, чем разрезов. Почему они так популярны? Основная причина в том, что многие слои угля залегают относительно неглубоко.
Так выглядит угольный разрез с высоты птичьего полета
В Кузбассе даже ходят байки, что Красная горка – не единственное место, где уголь выходит прямо на поверхность. Деревенские жители находят такие месторождения и потихоньку копают лопатами, чтобы добыть бесплатное топливо для печи. Возможно, подобное и бывает, но лучше так не делать. За незаконную добычу полезных ископаемых предусмотрена ответственность.
Разрез – это не просто копание земли в поисках угля, а целая технология. На "Черниговском" есть своя диспетчерская служба, железнодорожное хозяйство, две обогатительные фабрики и многое другое.
Чтобы начать открытую добычу угля сначала ведут "вскрышные" работы. Вскрышей называют породу, которая не представляет ценности. Ее просто удаляют, иногда с помощью взрывчатки. Естественно, весь процесс строго регламентирован и тщательно планируется.
Постепенно на месте разработки ископаемых образуется нечто похожее на гигантские ямы, внутрь которых спускаются ступеньками широкие дороги. По этим путям и передвигается флот БЕЛАЗов, перевозя уголь на склад.
Открытый способ безопаснее шахт, но и здесь нужно быть внимательным: вокруг сверхмощная техника.
"Надо просто всегда считать, что водитель БЕЛАЗа тебя не видит, даже если это не так", – советуют на разрезе "Черниговский".
Расстояния на разрезе большие. Издалека, особенно с площадок наверху, карьерные самосвалы кажутся желтыми игрушечными машинами. Когда они подъезжают к вам – впечатление совсем другое, действительно впечатление такое, что при любом раскладе этот "великан" ни за что не заметит человека.
Кстати именно на "Черниговском" почти 10 лет работал уникальный восьмиколесный самосвал БЕЛАЗ-75710, который дважды вошел в Книгу рекордов Гиннесса из-за своих гигантских размеров. Во время одного из испытаний он смог провезти более 500 тонн груза.
Теперь он находится в музее в Верхней Пышме (Урал). Практический такой же действующий самосвал (БЕЛАЗ-75711) есть на демонстрационной площадке на заводе БЕЛАЗ в Жодино.
БЕЛАЗ-75711 на заводе в Жодино

Кормилец

На разрезах часто любой карьерный самосвал называют БЕЛАЗом, даже если он другой марки. Во всем Кузбассе используют более 3,5 тысячи белорусских машин, а от других производителей едва ли наберется сотня.
БЕЛАЗами рулит не первое поколение. От многих водителей можно услышать историю о том, как он увидел в детстве большой самосвал и под впечатлением у него зародилась мысль: "А не стать ли водителем?".
"В детстве видел БЕЛАЗы, правда, небольшие сорокатонные. Пришел на разрез изначально на легковую машину работать. Уже ближе увидел эти автомобили (БЕЛАЗ) и решил, что надо покорить эту технику", – рассказал водитель Иван Мильхин.
Уже 12 лет он водит самосвалы, похожие, благодаря специализированной палубе, на большие корабли. Но между собой БЕЛАЗы кораблями не называют. Есть разные прозвища. Какое самое распространенное?
"БЕЛАЗ – наш кормилец", – улыбается Иван.
В целом качество техники его устраивает. Многие водители отмечают, что с каждой новой моделью БЕЛАЗа чувствуется прогресс, кабина становится комфортнее.
Чтобы зайти в эту кабину, нужно забираться по лестнице на палубу – на высоту двухэтажного дома, а то и больше. Многие водители, оказавшись наверху, снимают сапоги и переобуваются в тапочки.
В кабине два места, один из водителей – Антон Балкунов – пустил корреспондента Sputnik к себе. Он работает на самосвалах 20 лет. Как можно догадаться, тоже увидел их в детстве.
"У меня отец раньше здесь работал. Я приезжал. Нравилось, хотел… Правда, отец экскаваторы ремонтировал, а я вот БЕЛАЗы вожу", – объяснил Антон.
Приезжаем к конечному пункту, где надо выгружать уголь. Прощаемся с Антоном. Надо возвращаться в город, а ему – за очередной партией угля.
Работа угольщиков, с одной стороны, монотонная. С другой – вдумчивая и разнообразная. Здесь нужны люди многих специальностей. Есть даже экологи. Понятно, что разрезы нарушают экосистемы. После окончания цикла добычи нужно восстановить почву и высадить растения. За этим процессом и следят экологи.
1 / 3
2 / 3
Водитель БЕЛАЗа Иван Мильхин, разрез "Черниговский"
3 / 3
Слесарь по ремонту автомобилей Валерий Пивень, разрез "Черниговский"
Но сначала разрабатывается целый проект закрытия. Нужно сделать все так, чтобы не допустить подземного пожара. Для этого надо исключить попадание воздуха в оставшиеся рядом угольные слои с помощью закачки воды или специальных перемычек.
Потом занимаются рекультивацией, это небыстрый процесс. Посев растительности начинается только года через два. Есть интересные проекты, когда разрез превращают в горный парк или водоем.
Угля в сибирской земле еще очень много. По разным подсчетам добыча, в том числе на разрезах, продлится там еще примерно два века, а значит впереди еще немало технологических этапов для развития БЕЛАЗа: массовый переход на сжиженный природный газ, на водород, беспилотные технологии...
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!