Гомель первым принял артистов, на очереди Могилев, Бобруйск, Витебск, где также покажут спектакль-монолог "Спасти камер-юнкера Пушкина" и трагикомедию "Последняя любовь Деда Мороза".
Луганский академический музыкально-драматический театр имени М. Голубовича ведет свою историю с 1941 года. Театр был создан в Харькове из эвакуированных актеров и прошел трудный путь, сплотивший творческий коллектив. Сегодня это современный, живой и глубокий театр со своим неповторимым творческим почерком, собственным оркестром и балетом.
Как коллективу удалось сохранить уникальный стиль и самобытность во время боевых действий? Почему у Луганского театра появился двойник на Украине? Об этом и многом другом в большом интервью Sputnik с директором театра Виталием Балджи и художественным руководителем Наталией Коваль.
- Виталий Георгиевич, на фоне жестоких ударов со стороны ВСУ с 2014 года Луганский академический музыкально-драматический театр имени Михаила Голубовича ни на один день не прекращал свою работу. Что помогло театру выстоять?
Директор Луганского академического музыкально-драматического театра имени Михаила Голубовича Виталий Балджи
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Наверное, история повторяется. Наш театр 15 августа 1941 года был организован изначально как фронтовая бригада и отправлен на фронт для выступлений перед бойцами. Похожая ситуация сложилась и в 2014 году, мы собрали новую труппу, когда объявили Минск-2 – документ, который должен был урегулировать конфликт на востоке Украины.
Несмотря на то, что условия минских соглашений не соблюдались украинской стороной, люди начали возвращаться в город, потихоньку труппа собралась, и мы смогли дать первый спектакль "Нам всем одна досталась роль" уже в обновленном составе.
Можно считать, что с сентября 2014 года началась новая история нашего театра. При этом некоторые коллеги предпочли остаться на подконтрольной Украине стороне, организовав свой театр с точно таким же названием, как у нас, только в другом городе.
Первый состав труппы Луганского театра в 1941 году
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- То есть у театра был двойник?
- Да. Прошлый директор забрал печать, устав, документы и вывез все вместе с зарплатами артистов. Юридически наш театр работал на Украине, но фактически основная труппа выступала в Луганске. Здесь же оставался наш оркестр и балет, материально-техническая база и сцена.
Нынешний состав Луганского академического музыкально-драматического театра имени Михаила Голубовича
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Правда, что в 2014 году театр принимал зрителей бесплатно?
- Мы открыли двери для зрителей и несколько месяцев работали бесплатно. Артистам ничего в этот период не платили. Позже нам выделили небольшое денежное вознаграждение и оказали гуманитарную помощь: приезжали белые грузовики из России с продуктами, которые раздавали по больницам, школам, детсадам и организациям.
- Не разбежались актеры в такое непростое время?
- Нет, наоборот общая беда всех сплотила. Мы собрали труппу актеров, к нам присоединился оркестр и балет.
Художественный руководитель Луганского академического музыкально-драматического театра имени Михаила Голубовича, народная артистка Украины, народная артистка ЛНР Наталия Коваль
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Наталия Эдуардовна, с началом СВО практически все актеры-мужчины вашего театра ушли добровольцами защищать родину, как женская часть коллектива справлялась с репертуаром?
- Театр наш осиротел, остались одни женщины и полгода мы как-то приспосабливались, чтобы театр продолжал свою работу. У нас работало два актера, которым больше 60 лет, но они не решали проблем с мужскими ролями, поэтому министерство культуры и другие ведомства пошли нам на встречу и демобилизовали наших актеров. В моноспектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина" играет роль один из добровольцев, народный артист ЛНР, заслуженный артист Украины Александр Редя. Он демобилизовался спустя 9 месяцев с начала СВО, служил в пехоте.
В моноспектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина" в Гомеле главную роль сыграл один из добровольцев, который стал на защиту родины в 2022 году. Народный артист ЛНР, заслуженный артист Украины Александр Редя демобилизовался спустя 9 месяцев с начала СВО. Сейчас он находится с гастролями Луганского театра в Беларуси
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Не было идеи сделать спектакль, основанный на реальных событиях 2014 года или героях СВО?
Наталия Коваль: Вы знаете, много драматургов российских присылают нам пьесы замечательные на эту тему, почему-то они считают, что это нужно делать именно в нашем регионе. Но это равносильно, как рану солью посыпать.
Я всегда говорю, когда это станет историей, когда перелистнем эту страницу, когда отболит, тогда, конечно, возьмемся и за эту тему, как сейчас беремся за пьесы о Великой Отечественной войне. Кстати, военно-патриотическая тематика хорошо воспринимается и молодежью, и старшим поколением, потому что это уже история. А для нас сейчас СВО – реальность, а все происходящие события еще слишком больно воспринимаются.
Спектакль "Бабий бунт" на сцене Луганского академического музыкально-драматического театра имени Михаила Голубовича
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Виталий Балджи: Наш зритель просит комедию, что-то позитивное. Спектакли у нас идут не каждый день, потому что сложно с транспортом в вечернее время. В выходные артисты выступают днем, у нас ведь комендантский час. В пятницу на пять часов вечера поставили репертуар, потому что в восемь часов можно уже не уехать домой.
Наталия Коваль: В 20.00 у нас город вымирает. Если в российских городах только начинает кипеть ночная жизнь, то у нас в такое время на улицах никого не встретишь.
- И, тем не менее, приходит Луганск в себя? Почувствовали жители разницу, когда город стал частью Российской Федерации?
Виталий Балджи: О чем вы говорите, это небо и земля, что было и стало. Даже за последние годы, как мы стали частью России, дороги ремонтируют, идет капитальный ремонт и строительство домов, меняют теплотрассы, трубы. Одним словом, что на Украине не делали десятилетиями с советского периода, то сейчас возрождается в составе РФ. Скачок ощутимый. Серость какая-то ушла. Хотя времена еще непростые, но стало уже лучше.
Народная артистка Украины, народная артистка ЛНР Наталия Коваль
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Наталия Коваль: Мы в 2014 году радовались новой лампочке, когда весь город был во тьме. Помню, как везла дочь по Луганску, везде темно, она плачет и спрашивает: "Мама, ну когда здесь уже будет нормальная жизнь?". Черные дома и пустые темные окна – это страшно.
А потом смотришь: свет появился то в одном окошке, то в другом – значит, люди возвращаются, а с ними и жизнь в городе. Сейчас у нас в Луганске даже пробки по утрам, люди вернулись в свои дома, на свою землю.
- Хорошо публика ходит на спектакли в такое непростое для города время?
Наталия Коваль: В Луганске ходят в театры очень хорошо. У нас на спектакли, и на оперетту бывают дни, когда билетов нет. Даже есть свой фан-клуб. Если видим, что наши постоянные зрители сидят в первом ряду, значит, все хорошо, театр живет.
Чтобы привлечь зрителя, меняем подачу материала, ищем современные подходы, но при этом мы противники авангардизма на сцене. У нас не допустима нецензурная лексика и обнаженка. Наш театр носит имя известного актера театра и кино Михаила Голубовича, который выстроил моральный климат не только внутри коллектива, но и в репертуарной политике.
Актер театра и кино, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Луганской народной республики, художественный руководитель Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной Михаил Голубович
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Ваш театр уже бывал с гастролями в Беларуси и отличается ли белорусская публика от луганской?
Виталий Балджи: Театр был в Беларуси с гастролями в Лиде в 70-е годы прошлого века. А в 2016 году я приезжал в Беларусь, был в Гомеле, Могилеве, Витебске и Минске, заключил договоры о сотрудничестве, но тогда нам так и не удалось выступить на белорусской сцене. Были финансовые трудности, да и мы не были признаны еще частью России, поэтому отложили гастроли на более поздний срок.
Моноспектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина"
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Наталия Коваль: У вас замечательный зритель и потрясающие люди. Мы ехали в Беларусь и наслышаны, что страна гостеприимная, а люди хлебосольные. Публика действительно отличается. У белорусского зрителя, как мне показалось, более скупое восприятие. Те моменты, которые у нас заходят сразу же зрителю, они смеются, в Беларуси публика реагирует более сдержанно. Но принимали очень хорошо, благодарили, дарили цветы, аплодировали.
Виталий Балджи: Мы бы хотели белорусскому зрителю показать наши музыкальные спектакли, привезти сюда всю труппу, продемонстрировать масштаб и весь творческий размах. Обнадеживающее письмо получили мы от Минкультуры Беларуси: есть прицел на фестивали, которые проходят в Гомеле и стране. Возможно, поработаем в более широком формате.
Директор театра надеется на более масштабное сотрудничество с белорусской стороной, предпосылки для этого есть, считает руководитель
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!