Восточный ураган: китайская эра на мировом авторынке

Европейские автопроизводители с трудом восстанавливают продажи на внутреннем рынке из-за затянувшегося экономического спада и повышения процентных ставок, которые сокращают расходы населения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Находящаяся в кризисе автомобильная "большая тройка" BMW, Mercedes и VW, впрочем, как и другие европейские производители, одними из первых осознали пагубность антироссийских санкций.
Из ЕС поступают сигналы о том, что "тройка" в 2025 году намерена вернуться в Россию, но ей придется преодолеть "великую стену" из китайских автобрендов, в том числе производимых в Беларуси.

Удар по "большой тройке"

Европейские автопроизводители первыми же стали подсчитывать убытки от антироссийской санкционной политики. И дело не только в отлучении от рынка России. Продажи автомобилей в Европе в сентябре упали впервые за более чем два года, поскольку экономика региона продолжает стагнировать, а потребительские расходы сокращаются.
По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, количество регистраций новых автомобилей сократилось на 4,2% по сравнению с прошлым годом и составило 1,12 млн единиц. Рост продаж электромобилей не смог компенсировать снижение продаж моделей с двигателями внутреннего сгорания.
Европейские автопроизводители с трудом восстанавливают продажи на внутреннем рынке из-за затянувшегося экономического спада и повышения процентных ставок, которые сокращают расходы населения. Компания Stellantis NV, владеющая Fiat и Peugeot, и вовсе зафиксировала одно из самых больших падений: количество продаж ее машин в Европе сократилось на 26%.
Крупнейший европейский автопроизводитель Volkswagen рассматривает возможность беспрецедентного закрытия заводов в Германии из-за падения спроса. Его бренд спортивных автомобилей Porsche и конкурент Mercedes-Benz в последние месяцы отказались от своих амбиций в области электромобилей, сославшись на более низкие, чем ожидалось, темпы выпуска гибридных моделей.
К тому же спад продаж электромобилей в Европе повышает риск того, что европейским автопроизводителям придется заплатить миллиарды евро штрафов, если они не смогут соответствовать более строгим правилам по выбросам, которые в следующем году вступят в силу в ЕС. Но это лишь трудности на внутреннем рынке. Bloomberg написал о том, что китайские бренды обрушили продажи немецких машин в КНР.
Квартальные продажи BMW и Mercedes-Benz в Китае резко упали, поскольку немецкие автопроизводители столкнулись со слабым потребительским спросом и быстрым переходом местных конкурентов на электромобили.
Так, продажи BMW и Mini, которые также производятся баварской компанией, упали в Китае на 30% в третьем квартале, что стало самым резким падением за более чем четыре года. Поставки Mercedes в Китай сократились на 13% из-за слабого спроса на люксовые модели, такие как S-класс и Maybach.

Подключаемый гибрид

Немецкая "большая тройка" долгое время доминировала в продажах элитных бензиновых автомобилей в Китае, но сейчас отстает от местных производителей, таких как та же BYD, которая берет верх благодаря инновационным и доступным гибридным моделям.
По данным Китайской ассоциации производителей легковых автомобилей, электромобили и подключаемые гибриды составляют более 50% продаж автомобилей в Китае. Государственное стимулирование рынка электромобилей способствовало росту продаж китайскими автопроизводителями, а недавно произошел новый всплеск спроса.
Аналитики Bloomberg считают, что немецкие автопроизводители остались позади еще и потому, что китайские потребители по-прежнему опасаются тратить деньги на товары люксового сегмента из-за затяжного кризиса на рынке недвижимости и более того отказываются от автомобилей с бензиновым двигателем.
BMW, Mercedes и VW также могут пострадать от эскалации санкционной войны: Пекин заявил, что рассматривает возможность повышения пошлин на импортные автомобили с большим объемом двигателя после того, как в ЕС проголосовали за введение пошлин в размере до 45% на электромобили китайского производства.
Если Китай действительно поднимет пошлины, это станет продолжением "исполнения желаний" для представителей властей ЕС, потому что это те самые автомобили с большим объемом двигателя, ввоз которых в Россию и Беларусь они сами же ограничили.
Только на этот раз вряд ли мы увидим радость на их лицах, тем более они не услышат слов благодарности от своих автопроизводителей, для которых китайский рынок является палочкой-выручалочкой. Речь не только о непосредственных продажах, но и совместных производствах, таких как Dongfeng-Citroen и многих других.
Более того, отдельные как европейские (например, VW Tayron), так, кстати, и американские модели (новый Chevrolet Оrlando) выпускаются исключительно в Китае, а тот же Оrlando еще и продается только на китайском рынке. Это говорит о том, что ставка на симбиоз с Китаем оказалась своевременной для автопроизводителей России и Беларуси, из которой, между прочим, большинство мировых брендов и не уходило.
В пресс-релизе Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) отмечается, что продажи новых автомобилей через дилерские сети компаний, входящих в состав БАА, наглядно продемонстрировали сохранение тенденции к росту рынка.
Общее количество реализованных участниками БАА новых легковых автомобилей в октябре 2024-го составило почти 5000 единиц, что является новым рекордом продаж в текущем году.

Весть от "Весты"

По отношению к сентябрю 2024 года продажи легковых автомобилей в октябре выросли на 669 единиц. В сравнении с октябрем 2023 года реализация новых легковых автомобилей выросла более чем в 2 раза.
Суммарный рост продаж новых легковых автомобилей за 10 месяцев 2024 года по отношению к аналогичному периоду 2023 года составил 2,3 раза.
Локомотивом лавинообразного роста продаж традиционно являются марки BELGEE и Geely, на долю которых по итогам текущего года приходится 51% продаж новых легковых автомобилей компаниями. Это именно те автомобили, сборочное производство которых находится в Беларуси, их охотно покупают и россияне.
В структуре рынка также наблюдаются изменения. Отмечается рост продаж классов B, SUV B, SUV C и SUV D. В то же время, можно констатировать снижение доли класса С в совокупных продажах.
В целом, по итогам 10 месяцев 2024 года продажи новых автомобилей уверенно приблизились к показателям аналогичных периодов 2018 и 2020 годов, преодолев объемы продаж 2021 года, резюмируют в БАА. В августе, по данным БАА, белорусские дилеры продали рекордное за год количество новых легковых автомобилей – 4916 машин, включая коммерческую технику. Очевидно, что белорусский авторынок восстанавливается, чего не скажешь о рынке ЕС.
Первым в рейтинге пострадавших от антироссийских санкций, составленном "Известиями", стал французско-японский альянс Renault-Nissan. Вместе с принадлежавшим ему "АвтоВАЗом" он был самым успешным автопроизводителем на российском рынке – суммарные продажи в досанкционном 2021 году составили 563,3 тыс. машин (среди них 131,5 тысячи – моделей бренда Renault).
По собственным подсчетам компании, уход из России обошелся ей в €2 миллиарда. "Лады" как производились, так и производятся, а на московском заводе "Рено" начался выпуск "Москвичей". Вторым по величине убытков стал Mercedes-Benz. В 2021 году концерн продавал в России около 45 тысяч машин различных марок. Уход с рынка стоил немцам €1,4 миллиарда.
Для чешской Skoda российский авторынок был вторым по величине после европейского. В 2022 году Skoda зафиксировала падение продаж на 17%, до 731 тыс. автомобилей, а чистая прибыль упала на 12%, до €489 миллионов. Поставки же машин в Россию сократились до 18,3 тыс. штук против 90,4 тыс. в 2021 году.
Уход из России стоил чешскому автоконцерну €700 миллионов, и он далеко не один такой. Японская Yamaha из-за санкций против России вообще прекратила производство снегоходов, которое началось в 1968 году. Зато радует российско-белорусское сотрудничество: Lada Vesta NG в Беларуси предлагают на 20% дешевле, чем в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!