Полет на Луну – ненастоящий. Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 лишь имитировал лунную миссию и длился 366 суток – с 14 ноября 2023-го по 14 ноября 2024-го. Все ради будущих экспедиций. Ровно год участники проекта находились в специальном комплексе, моделирующем жизнь на космической станции. Выйти из него – нельзя.
Об испытаниях, через которые пришлось пройти во время условного полета за пределы земной орбиты, младший научный сотрудник Института физико-органической химии НАН Беларуси Ольга Мастицкая рассказала эксклюзивно для Sputnik.
Год пролетел незаметно
Знакомство с космосом для Ольги началось в 2022 году, когда в Беларуси проходил отбор первой в истории страны женщины-космонавта. Мастицкая попала в шестерку кандидатов на полет в космос.
После второго этапа отбора она получила предложение участвовать в российской лунной программе, а именно проекте SIRIUS-23. Посоветовалась с родными и близкими – и согласилась. Чтобы попасть в "лунный" экипаж, пришлось пройти непростой отбор: полный чек-ап организма, психологические тесты, врачебно-экспертную комиссию…
© Photo : Из личного архива Ольги Мастицкой
"На начальном этапе потенциальных участников эксперимента было больше, но в конечном итоге получился такой уникальный состав – четыре девушки и двое парней. Команда мечты!" – говорит Ольга и отмечает, что год на борту так называемой лунной станции пролетел незаметно.
© Photo : из личного архива Ольги Мастицкой
По ее словам, члены экипажа все время интенсивно чем-то занимались, поэтому скучать было некогда. "Научная программа выполнена, результатами я довольна и своей работой в целом тоже", – признается девушка.
Зелень и помидоры
В эксперименте Ольга Мастицкая участвовала в качестве исследователя и отвечала за выполнение совместной российско-белорусской научной программы, в рамках которой ученая отрабатывала применение прибора "Кардиорегистратор" в условиях длительной изоляции. Также на протяжении всего полета белоруска проводила работы с бортовой оранжереей.
© Photo : из личного архива Ольги Мастицкой
"Каждый день ухаживала за растениями. Через полгода эксперимента я начала выращивать различные виды зелени и овощей. По моим подсчетам, удалось вырастить около 5 кг зелени и 1 кг томатов. Возможно, это скромный результат. Зато было очень приятно есть свежие помидорки и зелень, выращенные в таких условиях", – делится собеседница.
Три прогулки по Луне
Несмотря на то, что эксперимент был имитацией лунной миссии, все прошло по правилам настоящего полета – даже с выходом на поверхность спутника Земли. Каждый из участников совершил несколько "высадок", в том числе и Ольга.
"У меня было три выхода – это очень интересно, особенно в первый раз. Для этого мы переходили в другой модуль, где жили четыре дня, и каждый день совершали выход на моделируемую лунную поверхность", – рассказывает она.
На Луне участники миссии проходили полевой тест в VR-очках (координаторы, оставшиеся на станции, давали им определенные указания), имитировали лунную гравитацию и управляли ровером, с помощью которого собирали лунный грунт.
© Photo : из личного архива Ольги Мастицкой
"В целом было очень интересно, и с каждым разом получалось все лучше и лучше, поэтому к своему третьему выходу я уже на 100% была удовлетворена работой и результатами", – добавляет ученая.
Повышенный CO2
Были и нештатные ситуации, о которых участники "экспедиции" не могли знать заранее. Например, в орбитальном модуле мог повыситься уровень углекислого газа, а однажды "неожиданно" пропала вода.
© Photo : ГНЦ РФ - ИМБП РАН
"Мы контролировали датчики, переходили из модуля в модуль, когда, к примеру, повышался уровень CO2. Было такое, что мы потеряли связь с ЦУПом, к нам не могла дойти почта, а грузовой корабль, который должен был нам привезти запасы, задержался на три недели. Но со всеми испытаниями и трудностями мы справлялись на ура", – отмечает Мастицкая.
Караоке и 15 граммов шоколада
Год взаперти – серьезное психологическое испытание для любого человека, даже интроверта. Но исследователи знали на что шли. Ольга признается, что от некоторых "земных благ" было очень тяжело отвыкнуть, а сублимированная пища, которую употребляют космонавты, на первый раз показалась несъедобной.
© Photo : из личного архива Ольги Мастицкой
"Конечно, традиционных белорусских блюд мне не хватало, и я очень по ним скучала. Также у нас было в ограниченном количестве сладкое, поэтому любой десерт вызывал приятные воспоминания. Из разрешенных сладостей – 15 граммов шоколада в день, и то не всегда. Спасали всевозможные батончики, в том числе протеиновые… Еще я очень скучала по запаху скошенной травы летом и дождю – в обычной жизни это вызывало очень радостные эмоции. На борту мы не ощущали сезонность, потому что была постоянная температура, влажность, давление. Конечно, настоящей природы не хватало, и чувство потерянности присутствует. Теперь буду наверстывать упущенное", – улыбается испытательница.
© Photo : из личного архива Ольги Мастицкой
Как устроен быт на корабле, девушка рассказала тоже. Члены экипажа по очереди отвечали за приготовление пищи для всей команды и уборку санузлов. На выходных все вместе проводили уборку орбитального комплекса. У каждого была своя личная каюта – пространство 2 на 2 метра.
© Photo : из личного архива Ольги Мастицкой
"Каждый под себя устраивал свою комнату. Я украсила каюту космическими картинками и фотографиями с друзьями, которые они подарили мне перед началом миссии. По регламенту на борт можно было взять до 5 кг личных вещей", – уточняет Ольга.
Из развлечений на борту были настольные игры, музыкальные инструменты и даже караоке. "По праздникам, в дни рождения мы проводили веселые вечера, вспоминали, как это было в обычной жизни. Но никакого алкоголя!" – смеется она.
Два сеанса связи
Сотрудники Института медико-биологических проблем РАН, где проводился эксперимент, круглые сутки контролировали состояние "космонавтов", в том числе психоэмоциональный фон. Шестеро испытателей соблюдали "информационную диету", поэтому письма от родных и новости им выдавались дозированно.
"Было лимитированное число контактов, с которыми мы могли общаться – шесть-семь человек. Общение происходило по электронной почте – никаких звонков. В сутки было два сеанса связи – в полдень, когда от нас уходили сообщения, и вечером в 18:00, когда они к нам приходили. Поэтому мы, как зайчики, ждали этого времени, чтобы получить весточку с "земли", – информирует Ольга Мастицкая.
© Photo : из личного архива Ольги Мастицкой
Пресс-служба института ежедневно занималась подбором новостного контента для участников лунной миссии. Новости поступали на борт станции каждый день – как белорусские, так и российские – но с задержкой в один день.
"То есть сегодня мы получали вчерашний выпуск. Фильмы и сериалы загружались по личным запросам, по своим вкусам могли вечером что-то посмотреть. Телевизор один, но у каждого были ноутбуки и планшеты", – уверяет собеседница.
Первым делом позвонила семье
Эксперимент завершился ровно в тот же день, что и начался год назад – 14 ноября. Двери лунного модуля отворились в 13:00 по минскому времени, и из него вышло шесть человек – сотрудник Центра подготовки космонавтов, командир экипажа Юрий Чеботарев, бортинженер Анжелика Парфенова, врач Ксения Орлова, исследователь-химик Ольга Мастицкая, психолог Ксения Шишенина и врач Рустам Зарипов.
"Сразу после выхода у нас был брифинг, встреча с сотрудниками института и общение с журналистами. Когда появилась свободная минутка, я поставила телефон на зарядку и позвонила родителям, близким и друзьям", – вспоминает Ольга.
Принимать участие в подобных экспериментах она уже не видит смысла, поскольку это уже пройденный опыт. Другое дело – реальные космические полеты.
"Конечно, я об этом задумывалась. Если будет такая возможность, я с радостью полечу!" – резюмирует ученая.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!