Классическая британская школа геополитики определяет контроль пространства Евразии как ключ к мировому господству, которое маячит в воспаленном сознании все новых и новых поколений западных политиков. Только сейчас его называют более благозвучно – глобальным доминированием США, но от этого суть дела не меняется.
Взгляд с "белорусского балкона"
Идея Хартии многообразия и многополярности в XXI веке родилась именно в Минске. Она была формализована в прошлом году в ходе первой конференции по евразийской безопасности, тоже состоявшейся в белорусской столице, итогом которой стал проект Хартии. Работа над ним была продолжена и на прошедшем недавно форуме.
"Документ должен ускорить процессы политической, экономической и иной консолидации в целях обеспечения безопасности, стратегической стабильности и прогрессивного развития наших стран и народов. Мы видим данный документ всесторонним и всеобъемлющим, без привязки к конкретному региону, чтобы способствовать формированию консенсуса в сфере безопасности", – подчеркнул в своей речи президент Беларуси Александр Лукашенко.
В преамбуле конференции уточняется, что ее цель – откровенная и инклюзивная дискуссия о перспективах евразийской безопасности в условиях кризиса существующего миропорядка, хронических военно-политических противоречий между ключевыми игроками и практически полного отсутствия коммуникаций между ними.
В Концепции национальной безопасности Беларуси среди основных направлений нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз национальной безопасности названы как раз активное участие в деятельности ОДКБ, являющейся неотъемлемой составляющей обеспечения международной и евразийской безопасности, а также развитие ЕАЭС без изъятий и ограничений.
В качестве одного из национальных интересов страны названо углубление евразийской интеграции. То есть Хартия, хоть и не имеет, по словам белорусского лидера, географической привязки, все же опосредованно апеллирует к континентальным евразийским интересам, позиционирование которых в мире является базисом многополярности.
Неслучайно один из основоположников англосаксонской школы геополитики, автор теории морской мощи Альфред Мэхен утверждал, что главными противниками США как "морской цивилизации" являются континентальные государства Евразии.
В первую очередь, он подразумевал Россию и Китай, а вслед за ними Германию, а еще Японию, которая к тому же является для США "точкой входа" в Азиатско-Тихоокеанский регион, находящийся в фокусе внимания как новый источник экономического роста.
Незападные центры роста
Эти воззрения лежат в основе современной концепции глобального доминирования США. Но нависающий на карте Европы геополитический "белорусский балкон" не позволяет по-настоящему реализовать данную стратегию, завязанную на контроль Восточно-Европейского региона, а вслед за ним всей Европы и Евразии. Так что конференция высокого уровня по евразийской безопасности именно в Минске тоже неслучайна.
На конференции наметили перспективные контуры евразийской безопасности. В ней приняли участие представители государств-членов ОДКБ, СНГ, ШОС, других стран региона ОБСЕ и Евразии, руководители ряда международных организаций, представителей академического и экспертного сообществ – всего около 600 участников из 45 стран. Были высокопоставленные участники из Сербии, Сирии, Китая.
Символично, что министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто обратился к собравшимся на русском языке. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем выступлении отдельное внимание уделил формированию многополярного миропорядка, которое стало магистральной тенденцией на годы.
"Это всеми признается. Происходящие в мире преобразования – это естественный, необратимый процесс, связанный с объективным изменением баланса в мире, укреплением новых, незападных центров экономического роста и влияния. Эта тенденция способствует демократизации международных отношений, в которых не должно быть чьей-либо гегемонии и должны соблюдаться принципы Устава ООН – причем не выборочно, а во всей их полноте и взаимосвязи. Это принципиальный момент", – отметил, в частности, Сергей Лавров.
Как раз с соблюдением демократических принципов у "демократических" стран Запада не все в порядке. Потому что их видение геополитической реальности – новый мировой порядок. Порядок, по-немецки – орднунг, и мы это уже проходили, но на Западе урок не усвоен. Так что разработанная в Минске Хартия многополярности – это еще и напоминание о многообразии мира.
В своей речи на конференции президент Беларуси Александр Лукашенко изложил, как он сказал, видение нашей Беларуси. Всеобъемлющая безопасность по определению должна давать гарантии государствам не только в военной сфере, но и в политической, экономической, информационной и иных, считает он.
По мнению белорусского президента, отсутствие системы сдержек и противовесов привело к деградации безопасности во всех сферах: "Первое. Политика. Налицо крах всех постулатов демократии. Мы видим – есть демократия для себя, а есть демократия на экспорт", – сказал он.
Расширение НАТО
В свою очередь, Сергей Лавров представил видение Большого Евразийского партнерства и архитектуры евразийской безопасности, которые предполагают их открытость для всех без исключения стран и объединений нашего континента, о чем говорил и президент РФ Владимир Путин.
По мнению Сергея Лаврова, это значит, что и для стран западной части Евразии никто не собирается "закрывать двери". "Будем приветствовать их подключение к процессам общеевразийского сотрудничества, но, разумеется, исключительно на основе равноправия и при отказе от враждебной блоковой политики и неоколониальных практик", – сказал он .
Министр иностранных дел России подчеркнул, что это абсолютно необходимое условие, потому что длительное время было по-другому. Например, все без исключения схемы, опиравшиеся на концепцию евроатлантической безопасности, служили консервации доминирующего положения США и сдерживанию их конкурентов, включая Россию.
Главная роль при этом отводилась НАТО, которая окончательно (теперь это уже всем ясно) "подмяла" под себя Евросоюз, создававшийся вроде бы европейцами для европейцев. В грубейшее нарушение Хельсинкского Заключительного акта и других обязательств Западом были фактически полностью приватизированы и руководящие структуры ОБСЕ.
"О них сегодня говорил президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко. Организация так и не смогла стать механизмом воплощения в жизнь принципа неделимости безопасности, который был провозглашен при ее создании и многократно подтверждался, в том числе на саммитах в Стамбуле в 1999 году и Астане в 2010 году", – сказал Сергей Лавров.
Он подчеркнул, что в принятых там на высшем уровне документах прямо записано, что никто не будет укреплять свою безопасность за счет безопасности других, и что ни одна группа стран и ни одна организация не имеют права претендовать на доминирование на пространстве ОБСЕ.
"Все лидеры НАТО подписались под этим обязательством, но на практике делали прямо противоположное. Вопреки заверениям еще советскому руководству и невзирая на наши многократные предостережения за последние 20 лет, Североатлантический альянс безоглядно расширялся на Восток, создавая прямые военные угрозы России непосредственно на наших границах. Такой агрессивный курс в конечном итоге и спровоцировал украинский кризис", – сказал Сергей Лавров.
Он подчеркнул, что особую роль на пространстве Евразии играют такие многосторонние объединения, как ШОС, АСЕАН, ОДКБ, СНГ, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В целом, они формируют архитектуру евразийской безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!