Новый энергетический порядок: почему так важен союзный рынок газа

Одним из ответов на вызовы энергетической конкуренции стало подписание на форуме меморандума о сотрудничестве между "Газпромом" и правительством Беларуси. "Газпром" будет развивать сотрудничество с промышленными предприятиями Беларуси.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В своем выступлении на Петербургском международном газовом форуме председатель Правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер назвал то, что сейчас происходит на европейском энергетическом рынке искусственным разрушением спроса на газ, который очевидно стал инструментом геополитики.
На попытки западной фрагментации энергетики Европы можно ответить только консолидацией, вот почему столь важен союзный рынок газа.

Игра на понижение

Заявление вице-премьера Беларуси Виктора Каранкевича в ходе форума о том, что работа на объединенном рынке газа Союзного государства может быть синхронизирована с работой общего рынка газа ЕАЭС, отражает глубинные процессы глобальной конкуренции.
В свою очередь, Алексей Миллер подчеркнул, что динамика понижения потребления газа в ЕС и Великобритании сохраняется. Например, за 9 месяцев этого года по отношению к аналогичному периоду 2023 года – еще минус 11 млрд куб. м при том, что ЕС заплатил за импорт газа в 2023 году по отношению к 2019 году в ценовом выражении на 2,7% ВВП больше.
"Даже такой низкий, понижательный уровень спроса на газ в конечном итоге, как мы видим, требует колоссальных, огромных финансовых трат. Но здесь, конечно же, мы с вами должны понимать: низкий, высокий спрос, но надо каким-то образом сводить газовый баланс поступления и распределения. И если идет снижение объемов поставок на рынок, то вообще-то кто-то должен быть крайним, кто-то должен пострадать.
Ну, вот Европейский союз – ничего лучше они придумать не смогли, по-видимому, – они выбрали крайним свою, европейскую, промышленность. И не просто европейскую промышленность, а становые хребты экономики Европейского союза, поскольку газоемкие отрасли – сталелитейная, цементная, химическая промышленность, с десяток таких отраслей – это отрасли, которые, действительно, являются основой, базой экономики Европы", – резюмировал Миллер.
Одним из ответов на вызовы энергетической конкуренции стало подписание на форуме меморандума о сотрудничестве между "Газпромом" и правительством Беларуси. "Газпром" будет развивать сотрудничество с промышленными предприятиями Беларуси.
Речь идет о разработке и освоении выпуска высокотехнологичной, включая импортозамещающую, продукции белорусских производителей для нужд российской компании, в частности, для проектов газификации Ленобласти, разумеется, на взаимовыгодной основе.
Кроме того, Беларусь с Россией продолжают переговоры о механизме общего рынка газа и условиях его поставок после 2025 года, о чем сообщил Виктор Каранкевич. Как известно, ценовые условия поставки российского газа в Беларусь на период до 2025 года на уровне глав государств Беларуси и России уже определены.

Судьба интеграции

В сущности, это переговоры о судьбах союзной интеграции, ведь дешевый газ означает снижение издержек производства и повышение прибыли в промышленности. В этом смысле символично, что в присутствии Алексея Миллера ООО "Газпром гелий сервис" и ОАО "МАЗ" – управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" – в ходе форума подписали соглашение о намерениях.
Компании изучат перспективы совместной работы при поставках сжиженного природного газа (СПГ) для нужд автомобильного завода. Сообщается, что в настоящее время "Газпром гелий сервис" рассматривает возможность строительства комплекса по производству СПГ на территории индустриального парка "Великий камень" в Беларуси. В свою очередь, "МАЗ" планирует расширить серийное производство грузовой техники на сжиженном природном газе.
Общий рынок энергоресурсов – настолько чувствительная тема, что на нерешенность вопроса его создания посетовал даже президент Армении Никол Пашинян. Очевидно, что доступность первичного энергоресурса и цены на газ, как минимум, влияют на политическую повестку, если не сказать определяют ее.
Модель же его поставок в ЕАЭС в значительной мере формируется в рамках Союзного государства. С учетом дальнейших планов по углублению белорусско-российской интеграции, основная задача – это сближение, выравнивание условий для субъектов хозяйствования двух стран, считает Каранкевич. И это сигнал для других стран ЕАЭС.
По словам белорусского вице-премьера, работа на объединенном рынке газа Союзного государства будет синхронизирована в дальнейшем и с работой общего рынка газа ЕАЭС.
Он напомнил, что основными условиями общего рынка газа в ЕАЭС предполагается, что торговля будет осуществляться как посредством заключения прямых договоров, так и в рамках проведения биржевых торгов с недискриминационным и прозрачным доступом к газотранспортным системам стран ЕАЭС на основе единых правил.
При этом различные сегменты общего энергетического рынка не могут существовать изолированно. В 2024 году планируется подписание межгосударственного договора о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства.
Стороны должны завершить согласование и подписать правила функционирования объединенного рынка электрической энергии. Предусматривается разработка дорожной карты по формированию внутреннего оптового рынка электроэнергии Беларуси. Эти мероприятия реализуются одновременно с формированием объединенного рынка газа.

Ценовой шок

Консолидация союзного энергетического рынка – лучшее средство от санкционного давления Запада, отдача которого по иронии судьбы больнее всех ударила по ЕС. Ценовой шок в газоемких отраслях Европы, по мнению Алексея Миллера, привел к тому, что в некоторых из них за последние полтора года производство снизилось почти на 10%.
Эти отрасли вышли на десятилетние минимумы производства. Себестоимость производства продукции в них выросла всего-навсего за полтора года на 25%. Конечно же, все это в конечном итоге сильно бьет по европейской промышленности. И всеми признано, что процесс деиндустриализации Европейского союза идет полным ходом.
При этом энерготарифы растут и растут очень быстрыми темпами. Но здесь надо отметить еще такой очень важный фактор, как волатильность цен на газ. В совокупности с высокими энерготарифами она приводит к невозможности осуществлять контроль издержек в обозримой перспективе.
В связи с этим Алексей Миллер задается вопросом: "Как же планировать производство на ближайшие годы?" Выясняется, что промышленные предприятия Европейского союза оказались в ситуации, когда некоторые уже просто закрылись, а, например, половина предприятий Германии рассматривает возможность перевода своего производства в третьи страны или его сокращения.
20% предприятий вообще полностью прекратили финансирование НИОКР. Но без финансирования НИОКР нет новых технологий, нет технологического развития. Это как раз то, чего нельзя допустить в белорусско-российском союзном экономическом пространстве и пространстве ЕАЭС.
"Посмотрим на другую сторону океана – на Соединенные Штаты Америки. И сравним цены на электроэнергию и цены на газ в США и Европейском союзе. Так вот, для аналогичных отраслей в Соединенных Штатах Америки электроэнергия стоит в 2-3 раза ниже, а газ – в 4-5 раз ниже. Вопрос, который звучит абсолютно однозначно: может ли быть в этом случае европейская промышленность конкурентоспособной? Ответ: нет, не может быть", – заключает Алексей Миллер.
Он прогнозирует, что процесс деиндустриализации Европы продолжится и дальше. Но самое неприятное, такая политика и такая ситуация на европейском газовом рынке могут привести к новому ценовому шоку на газ и перебоям поставок.
И все же Алексей Миллер смотрит в будущее с оптимизмом. Он считает, что формирование нового энергетического порядка предопределяется демографическим всемирным ростом. А это означает рост потребителей и потребления газа – самого надежного, самого экологически чистого и экономически эффективного первичного ресурса.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!