Систематические попытки Польши создать искусственные проблемы на границе с Беларусью имеют геополитическую подоплеку, связанную со стремлением нанести урон не столько белорусским, сколько китайским стратегическим интересам.
Новый Шелковый путь
Наметилась симптоматичная тенденция: технологии пограничной и приграничной дестабилизации обкатываются сначала странами Балтии, которые вообще запретили въезд машин на белорусских номерах, а потом в зависимости от эффекта экспортируются в Польшу.
Но и этого главе ее МИДа Сикорскому мало, он заявил, что рассматривает возможность закрыть границу с Беларусью полностью. Большинство пограничных переходов уже и так закрыты, что, как признает сам Сикорский, доставляет неудобства и полякам, и белорусам.
Интересами своих граждан, судя по всему, он сознательно готов пожертвовать. Говоря о Беларуси, Сикорский подразумевает Китай, подрыва европейских интересов которого добивается, о чем сам и проговаривается, поставив их в один ряд. Так что убытки простых поляков для него не в счет.
Известно, что выстраиваемый Китаем логистический коридор "Один пояс – один путь" – это мега-проект, пронизывающий всю Евразию вплоть до Лиссабона. Устраивая коллапс на белорусской границе, Польша пытается перегородить его своим поясом Междуморья. Сегодня – это Инициатива трех морей, включающая наряду с Черным и Балтийским Адриатическое море с доминированием Польши в данном пространстве.
В бурном порыве попыток построения геополитической химеры Междуморья Польша не считается ни с интересами собственных граждан, ни с интересами ЕС. План польской элиты вполне осознанный. Польша пытается таким образом убить сразу двух зайцев – потешить самолюбие несбыточным проектом возрождения Речи Посполитой от моря и до моря и угодить своей политикой дестабилизации бенефициарам из США.
Целясь в Китай, Польша одновременно стреляет еще и в Германию, по отношению к которой ведет политику сдерживания. Впрочем, как и по отношению к России с Беларусью, но это само собой разумеется. Таковы европейские амбиции белого орла, апологеты которого громче всех кричат "Держи вора!" при том, что именно так делает сам вор.
Поставить на место Польшу за столь дерзкую внешнюю политику должна была бы, в первую очередь, Германия – в координации с Китаем, который остается ее основным торговым партнером уже восьмой год. К тому же прямые инвестиции Германии в Китай выросли до рекордного уровня в 2023 году. Но немецкие политики больше увлечены повесткой нетрадиционных отношений, поэтому им не до национальных интересов.
Как отмечает Bloomberg, прямые инвестиции немецких компаний в Китай достигли рекордного уровня почти в 12 млрд евро в прошлом году, демонстрируя тенденцию к расширению экономики номер два в мире, даже несмотря на то, что ЕС ужесточает контроль за этими инвестициями "из соображений безопасности".
Молчание "ягнят"
Данные соображения как раз объясняют молчание "ягнят" в лице немецких политиков, которые, как и поляки, не могут избавиться от проамериканского морока. Германская экономика получает явный урон от этого в виде рецессии, но все же растет, что беспокоит заокеанские элиты, не заинтересованные в усилении Германии как континентального игрока.
Тут-то им на помощь и приходит Польша, актуализирующая свою внешнюю политику путем нападок на соседей, причем на всех без исключения по кругу. Сикорскому не дает покоя мысль об экономических успехах Германии. И главное за счет чего – за счет партнерства с "неправильным", с его точки зрения, Китаем.
Согласно отчету Немецкого экономического института на основе данных Бундесбанка, доля инвестиций в Китай в общем объеме прямых инвестиций Германии за рубежом выросла до 10,3% в прошлом году, что является максимальным показателем с 2014 года.
Инвестиции профинансированы за счет перераспределения прибыли контролируемых Германией предприятий в материковом Китае. Здесь ФРГ впереди Европы всей, правда, экономическим ростом Германии обеспокоился не только Сикорский, но и европейская бюрократия, что во многом объясняет внешнюю политику Польши.
Самое удивительное в этом то, что даже немецкому правительству не нравится столь "неправильный" экономический рост в собственной стране. Оно сознательно ставит палки в колеса промышленности Германии, с успехом пользующейся выгодными кооперационными возможностями сотрудничества с Поднебесной.
Крупные немецкие компании по-прежнему рассматривают Китай как большой и растущий рынок с огромной клиентской базой. Но в июле была опубликована германская стратегия по Китаю, которая призвала крупнейшие компании страны снизить свою зависимость от него и проводить более жесткую политику по противодействию "рискам, связанным с инвестициями".
Более того ЕС принял решение ужесточить надзор за прямыми иностранными инвестициями из-за опасений по поводу передачи технологий военного назначения, что вызвало критику со стороны Пекина. По факту это удар по инвестиционной активности Китая в ЕС, и мы имеем дело с методичным подрывом интересов европейской экономики руками евробюрократии.
Согласно отчету аналитического агентства Rhodium Group, китайские инвестиции в Европу (ЕС+Великобритания) сократились до 6,8 млрд евро в 2023 году – с 7,1 млрд евро в 2022-м. Это самый низкий показатель с 2010 года.
Инструмент международных закупок
Восстановления отнюдь не предвидится: падение китайских инвестиций в Европу по-прежнему будет компенсироваться продолжающимися вложениями в сектор электромобилей. Но существенного роста не будет.
Неопределенность в отношении мировой экономики повлияла на инвестиционную среду китайских компаний на фоне растущей геополитической напряженности, включая затяжной конфликт на Украине и вновь вспыхнувший конфликт на Ближнем Востоке.
К тому же в первые месяцы 2024 года Европейская комиссия начала несколько расследований заявок на участие в государственных тендерах и общеевропейской деятельности китайских фирм на основании Положения об иностранных субсидиях. Дела касаются китайских поставщиков поездов, солнечных панелей, ветряных турбин и оборудования для обеспечения безопасности портов и аэропортов.
Вместе с первой активацией Инструмента международных закупок эти меры создают большую институциональную неопределенность для китайских фирм в отношении их доступа на европейский рынок и сделают инвестиционные возможности менее привлекательными. Строгий контроль движения капитала и снижение курса китайского юаня также не стимулировали исходящие инвестиции.
ЕС стремится пересмотреть отношения с Китаем формально с целью баланса между снижением рисков и сотрудничеством. По заключению Rhodium Group, это происходит на фоне усиления надзора за иностранными инвестициями, поскольку "экономическая безопасность стала приоритетным направлением деятельности европейских правительств". Но в условиях рецессии европейской экономики ограничения для Китая фактически подрывают ее интересы.
Вот почему столь пристальное внимание со стороны еврокомиссаров к вызывающе независимому поведению промышленного лобби Германии, которое вопреки общеевропейскому тренду дерзает наращивать сотрудничество с Китаем. А учитывая открытый экономический конфликт последнего с США, становится понятным, чьи интересы защищают европейские бюрократы.
Услуги Польши по сдерживанию Германии приходятся здесь как нельзя кстати, к тому же они совпадают с ее геополитическими интересами. Показательно, что авторы доклада в британском парламенте "Инициатива Трех морей и возможности для Глобальной Британии" – граждане Великобритании польского происхождения.
Они же были активистами лоббирования ее выхода из ЕС. В данном контексте усилия Сикорского по дестабилизации на белорусской границе наводят на мысль о целенаправленном торпедировании им интересов Евросоюза. Вслед за брекситом грядет полексит?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!