Сегодня регион заинтересован в белорусских карьерных самосвалах, технологиях в том числе в перерабатывающей и строительной отраслях. Более того, в перспективе возможны совместные проекты Беларуси и Амурской области в создании мультибрендового центра, а также участие республики в российско-китайском логистическом проекте с Китаем.
В эксклюзивном интервью информационному агентству и радио Sputnik Беларусь глава Амурской области Василий Орлов рассказал о ключевых направлениях и перспективах сотрудничества региона с Беларусью.
- Василий Александрович, как развиваются торгово-экономические отношения Беларуси и Амурской области? Какие вопросы с белорусскими партнерами обсуждались во время официального визита в Минск?
- Отмечу, что торгово-экономические связи развиваются успешно. По сравнению с прошлым годом торговый оборот вырос на 30%. Вместе с тем считаем, что потенциал взаимодействия огромный, поэтому состав делегации от Амурской области широк и включает не только членов правительства, но и бизнес-сообщества, представителей высших учебных заведений, общественников, инвестиционный блок.
Рассчитываем, что все намеченные планы двустороннего сотрудничества сможем реализовать.
- В 2022 году президенты Беларуси и России Владимир Путин и Александр Лукашенко посетили космодром Восточный. Как сегодня развивается космическая гавань?
- Для нас посещение космодрома главами Беларуси и России стало большим событием.
С тех пор введена в эксплуатацию вторая очередь космодрома, осуществлено 17 успешных запусков ракет, в том числе этой весной отправилась ракета тяжелого класса "Ангара". В планах - строительство третьей очереди, намеченной на следующий год. Планируется, что с космодрома будут осуществляться пилотируемые запуски.
Кстати, в результате договоренности президентов впервые от Беларуси побывала в космосе женщина-космонавт. Это важное событие, и я уверен, что еще будут белорусские космонавты, и они полетят с космодрома Восточный.
Помимо того, на стройке работали студенческие отряды из Беларуси, и я хочу поблагодарить этих ребят отдельно. Они посмотрели, что такое космодром, и вложили свой труд в развитие нашей совместной космонавтики.
- Василий Александрович, в 2023 году на выставке в Москве представители Амурской области встречались с представителями министерства сельского хозяйства Беларуси. Были ли какие-то договоренности по агросектору и идет ли обмен в сфере сельского хозяйства?
- Направление сельского хозяйства - одно из наиболее активно развивающегося с позиции нашего межрегионального и международного сотрудничества с Беларусью. Причем Беларусь обладает уникальными компетенциями в отрасли, и мы рады партнерству в этой части.
В первую очередь, речь идет о поставках продукции машиностроения: техника очень востребована в сельском хозяйстве. Как пример: машинно-тракторный парк в агросфере включает 40% тракторов белорусского производства, 26% комбайнов. В том числе мы получаем оборудование белорусского производства, которое эксплуатируется в сушильных комплексах и в молочном производстве.
Кроме этого, мы используем семена белорусской селекции. Это картофель, соя. Конечно, очень важная задача - максимальная переработка сои и зерновых на территории региона, развитие животноводства, включая молочный блок.
Мы видим заинтересованность белорусских инвесторов в том, чтобы реализовывать различные проекты в Амурской области. В частности, это молочный комплекс на 1200 голов КРС, также группа компаний "Содружество" строит перерабатывающий завод сои объемом миллион тонн в год, поэтому в отрасли у нас довольно плотное сотрудничество.
- Соя - стратегическое сырье и для нужд людей, и для кормления животных. Прорабатывался ли вопрос по поводу поставок сои в Беларусь?
- Такие договоренности есть. Мы понимаем потребность Беларуси - это порядка 400 тысяч тонн в год, из которых 350 нужно доставить в вашу страну. Мы готовы помочь, но здесь важен вопрос логистики, и его мы подробно обсудили.
Мы имеем мощности по переработке сои порядка 500 тысяч тонн, при задаче 80% переработки выращиваем 1 миллион 600 тысяч тонн и строим еще два завода.
Таким образом мы сможем не только перерабатывать всю сою, выращенную в регионе, но и помочь соседним хозяйственникам, а также гарантированно сможем обеспечить необходимым объемом продукции Беларусь.
- Вы отметили, что используется много белорусских тракторов и комбайнов, а ведутся ли переговоры по поставке коммунальной техники, возможно, общественного транспорта?
- Мы посещали предприятия по производству такой техники. У нас действительно есть потребность в карьерной технике при добыче полезных ископаемых - это одна из ключевых отраслей экономики ввиду огромного количества запасов. Речь идет примерно о 20 тоннах золота в год, но это не единственный ресурс.
Еще есть несколько месторождений угля. В планах - добыча 32 миллионов тонн к 2027 году. Поэтому там потребуется тяжелая техника. В том числе нам интересна техника, которую выпускает БелАЗ.
Что касается коммунальной техники, то тема тоже интересная. Здесь важно просчитать стоимость, рентабельность техники, сравнить ее с аналогами в Российской Федерации.
Отмечу, что белорусские заводы очень быстро перестраиваются под запросы клиента. Руководители предприятий готовы адаптировать технику под наш климат, оснастить необходимым навесным оборудованием. Все это достаточно быстро комплектуется, поэтому, думаю, какие-то конкретные решения будут.
- Какие белорусские товары востребованы в регионе, и наоборот, что, произведенное в Амурской области, стало уже настоящим брендом в Беларуси?
- Большим спросом пользуются белорусские продукты питания, текстиль и техника.
Мы же можем предложить Беларуси услуги. В частности, речь идет о логистическом проекте "Амурский коридор". Проект активно развивается. Амурская область находится на границе с Китаем. Более того, два города - Благовещенск и китайский Хэйхэ - стоят на берегах Амура, этим и уникальна локация.
Амурский транспортный коридор - это автомобильный мост, построенный через Амур, и примостовая зона, где действует режим территории опережающего развития. Для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, преференции по инфраструктуре.
Также планируется строительство железнодорожного моста и канатной дороги, которая уже возводится в Благовещенске и планируется к запуску в 2025 году.
Если подытожить, то Амурский коридор служит проводником для перевозки товаров и грузов через госграницу с максимально быстрым оформлением грузов. Такой подход может быть интересен и белорусским производителям. Мы готовы предоставить услуги логистики через наш мост и оказать всяческую поддержку.
- Можно ли говорить, что в рамках взаимодействия Беларуси и Амурской области на этой территории могут появиться белорусские терминалы?
- Конечно. Предоставим земельные участки, поможем с инфраструктурой и обеспечением электроэнергией, налоговыми льготами в рамках территории опережающего развития.
- Вы сказали, что регион активно развивается. Но, если говорить об инвестициях, готова ли Амурская область вкладывать деньги в Беларусь и в какие проекты?
- Каждый проект нужно рассматривать индивидуально. В частности, те, в которые мы ждем инвестиции со стороны белорусских друзей, касаются сельского хозяйства, а именно - строительство молочного комплекса на 1200 голов КРС, а также проект по переработке сои.
Кроме того, важнейшая тема - деревообработка. У нас есть деловой лес, но качество и глубина переработки не соответствует нужным результатам. Поэтому компетенции, которыми обладает Беларусь, нам нужны, и мы готовы найти партнеров на территории Амурской области, с которыми можно взаимодействовать в рамках проектов вокруг деревообработки.
Еще одна важная тема - индустриальный парк на базе газового кластера. Серьезный проект стоимостью более двух триллионов российских рублей. Это один из трех инвестиционных проектов в области, который лично курирует президент Российской Федерации Владимир Путин.
Проект включает в себя два крупнейших в мире завода-гиганта: Амурский газоперерабатывающий и газохимический комплекс, который строят компании "Сибур Холдинг" и китайская Sinopec. Планируется, что комплекс будет производить порядка двух миллионов тонн полиэтилена и около 700 тысяч тонн полипропилена. Таким образом на базе такой "газохимии" появится индустриальный парк, который в том числе займется глубоким переделом полиэтилена.
К тому же у нас есть принципиальная договоренность и обоснование инвестиций. Это строительство завода по производству удобрений.
- В основополагающих документах Союзного государства предусмотрено свободное перемещение капитала и трудовых ресурсов. Заинтересован ли регион в специалистах из Беларуси и, быть может, существуют программы поддержки тех, кто решит переехать в Ваш регион насовсем?
- Дефицит кадров действительно есть. Только на стройке Амурского газоперерабатывающего комплекса на пике работали до 32 тысяч иностранных специалистов. Конечно, такие проекты реализовать собственными силами сложно, и в мировом масштабе таких примеров мало, поэтому специалистов не хватает.
Квалификация белорусских специалистов очень высокая, поэтому мы заинтересованы, их пригласть в различные отрасли.
В стратегии социально-экономического развития Амурской области отражены семь направлений, и в некоторых стоит вопрос острого дефицита кадров: та же отрасль добычи полезных ископаемых, газопереработка и газохимия, транспорт и логистика.
Также на территории Амурской области планируется строительство двух электростанций, они уже проектируются. И как раз белорусские строители, которые во все времена были специалистами с высшей квалификацией, проявили бы себя, поработали бы на таких мегастройках.
- Насколько реально взаимное развитие туризма с учетом того, что Беларусь и Амурскую область разделяют многие тысячи километров? За счет чего, на Ваш взгляд, можно сделать туризм в регион действительно доступным и массовым?
– Мы проговаривали с президентом необходимость обмена детскими группами - туристическими и в рамках патриотического воспитания. Более того, говорили о необходимости обмена детскими делегациями. В Амурской области есть, что посмотреть и что показать. Тот же космодром.
Также в рамках одной поездки можно посетить сразу два государства: Россия и Китай. Убежден, что белорусским туристам и детям у нас понравится. Что касается жителей нашего региона, в Беларуси им будет интересно, республика имеет свой колорит: очень чистая страна, доброжелательные люди, есть что посмотреть, включая объекты с нашей общей историей. Одна Брестская крепость чего стоит! Поэтому эта тема весьма перспективна.
Отмечу, что уже обсуждается необходимость запуска прямого самолета. Думаю, рейс в Амурскую область будет востребован, и эта тема сейчас прорабатывается на уровне министерства транспорта Амурской области.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!