Действующий президент США Джозеф Байден 21 июля заявил о выходе из президентской гонки. Причины этого решения, будь то затянувшийся политический кризис или нарастающие в американском обществе и правящих кругах сомнения в способности главы государства исполнять свои обязанности, не столь важны. Это внутриполитические вопросы, в которые мы не вмешиваемся, считает посол РФ в Минске Борис Грызлов.
Вместе с тем, заявление президента Байдена неизбежно повлечет за собой серьезные международно-политические последствия, прежде всего в контексте кризиса вокруг Украины. На фоне нерешенных проблем в экономике США – включая инфляцию и рост безработицы – политикам будет все труднее объяснить избирателям, зачем их страна тратит бессчетные миллиарды долларов на поддержание военного конфликта в далекой Восточной Европе. С точки зрения простого жителя Техаса, Небраски или Орегона, эти деньги следовало бы направить на ремонт инфраструктуры, повышение доступности медицинских услуг и борьбу с захлестнувшей страну опиоидной эпидемией, но никак не на поставки оружия украинской армии.
Последний пакет помощи Киеву был согласован с громким скрипом и не с первого раза, а в дальнейшем сделать это будет намного труднее, если вообще возможно. Привычные для демократов популистские и морализаторские слоганы о "борьбе за справедливость и права человека по всему миру" сегодня попросту не работают. Средний американский избиратель крайне практичен, а "европейский выбор Украины", как говорится, на хлеб не намажешь. Рост цен на топливо и продукты питания – именно так в общественном восприятии выглядят итоги внешней политики нынешней администрации.
Но главная проблема демократов на украинском треке – даже не в их провальной риторике. Отказавшись от борьбы за президентское кресло, Байден лишил себя и партию рычагов влияния на элиты, превратившись из лидера сверхдержавы в почетного пенсионера, который греет кресло для следующего хозяина овального кабинета. "Досиживающий" президент – это символическая, протокольная фигура, с которой нет смысла вести серьезный политический торг. С этого момента влияние Байдена на политиков и институты как внутри США, так и на международной арене будет стремительно снижаться. Образно говоря, в какой-то момент конгрессмены или партнеры по НАТО могут просто не поднять трубку.
Для киевского режима в целом и конкретно для Зеленского такое положение дел может стать фатальным. В ближайшие месяцы его главный спонсор, Соединенные Штаты, будет сконцентрирован исключительно на внутриполитических вопросах и предвыборной гонке. Украина выпадет из повестки. Ни один кандидат в здравом рассудке не станет в разгар кампании активно лоббировать предоставление Киеву многомиллиардного пакета помощи из кармана американских налогоплательщиков. Евросоюз и НАТО, в свою очередь, будут ориентироваться на итоги выборов в США, прежде чем предпринимать какие-либо серьезные шаги. Прогнозировать, какой будет политика следующего президента США в отношении "незалежной", на данном этапе преждевременно. В ожидании смены командования в Вашингтоне европейские союзники, скорее всего, предпочтут "идти на автопилоте".
Для Зеленского положение сильно осложняется тем, что срок его президентских полномочий истек еще в мае этого года. Выборы, которые должны были состояться в марте, отменили под очень удобным предлогом "военного положения и всеобщей мобилизации". В итоге страна зависла в ситуации полной неопределенности и внутри, и на внешнем контуре. Без постоянной помощи союзников – оружия, техники, разведданных, участия западных военных инструкторов – украинская армия если и способна куда-то двигаться, то исключительно в обратном направлении. Успехов ВСУ на фронте, которыми можно было бы стыдливо прикрыть отсутствие законных полномочий у человека в президентском кресле, нет и не предвидится.
Судьба нелегитимного президента Украины теперь в руках "хромой утки" в Белом доме, и это крайне незавидная позиция. Стараниями Зеленского в столь же шатком положении находится и сама Украина – государство, существование которого целиком и полностью зависит от повестки в Вашингтоне, а наличие хотя бы номинального суверенитета определяется исключительно политической целесообразностью (с точки зрения перспектив использования в электоральной кампании) дальнейшего оказания Киеву финансовой и военной помощи.
Даже при наилучшем для украинского режима сценарии, то есть при условии продолжения военных поставок и денежных вливаний, максимум, чего сможет добиться руководство Украины, США и НАТО – оттянуть на некоторое время неизбежный успех России в достижении целей спецоперации.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!