Пресс-центр

SputnikPro: как интернет и нейросети изменили медиасреду

Цензуры больше нет: есть просто тотальный "бан" неугодного СМИ. Потоки информации стали огромными, и в них можно утонуть.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Как вести себя в новой информационной реальности, рассказал на мастер-классе SputnikPro исполнительный директор медиагруппы "Россия сегодня", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Вышинский.

Информационный взрыв

На заре развития компьютеров говорили, что в ближайшем будущем человечество столкнется с критическим переизбытком информации. Еще в 1970-х ввели понятие "информационный взрыв", что означает лавинообразный рост объема данных. Жизнь показала, что это действительно может создавать проблемы.
Вышинский привел в пример строительство БАМа. Для создания этой магистрали провели изыскания, что стоило больших денег. Неожиданно выяснилось, что геологические реалии со времен Российской империи не изменились, а в архивах есть материалы тех времен, аналогичные современным. То есть можно было использовать старые данные, сэкономив средства. Просто об их существовании не знали.
Сейчас, как отметил Вышинский, скорость накопления информации стала такой, что общий ее массив растет примерно на 50% в год. Его измеряют уже в зеттабайтах, и каждая такая единица – это секстиллион байтов. Поэтому на ознакомление с этим объемом одному человеку нужны миллионы лет. Проще говоря, для него это неподъемная задача.
"Вы сейчас можете открыть свои смартфоны и зайти в Telegram… Я просто вот все, что угодно могу дать на отсечение: вы увидите, что у вас там десяток каналов с сотней непрочитанных сообщений", – сказал по этому поводу Вышинский.

Не утонуть

Вокруг каждого человека огромный поток информации, и главное в нем сейчас вести себя так, чтобы не захлебнуться, но дышать. Многие рядовые потребители контента получают такой же массив данных, какой раньше мог получать редактор новостей, но не обыватель.
Например, в 1990-х в редакцию телеканала приходили сводки от информационных агентств три раза в день. Подписка на эти новости была платной. В нулевых сводки стали приходить каждый час. Все это было сложно переработать, этим в редакциях и занимался специальный человек.
"Вот когда вы в таком море с кучей всевозможных источников информации, то вполне естественно, что вам хочется получить какую-то четкую и простую картину мира из этого информационного потока", – отметил эксперт.
Те, у кого получается давать такую картину для массовой аудитории, получают немало подписчиков. Отсюда каналы-миллионники в Telegram, выросшие из небольших блогов или редакций.

Закат телевидения?

Ссылаясь на развитие гаджетов и онлайн-платформ, некоторые говорят, что телевидению пришел конец. Вышинский обратил внимание, что это похоже на диалог из фильма "Москва слезам не верит". Там утверждали, что театра не будет, а будет одно сплошное телевидение. Прошли годы, но остались и театры, и ТВ.
Другое дело, что и ТВ, и радио начинают иначе доставлять контент. Люди все больше слушают радиопередачи через гаджеты, а телепередачи и сериалы – через онлайн-платформы.
"Ничего не умирает и ничего не рождается, а просто все меняется", – считает Вышинский
Эксперт добавил, что иногда могут уходить в прошлое некоторые жанры. К примеру, еще не так давно были популярны лонгриды, и ряд СМИ строил на этом свою идеологию, но теперь такой вид подачи неактуален.

Кликбейт

Из-за увеличения скорости передачи и создания контента для некоторых СМИ стало важным быть не самым достоверным, а самыми первым.
"Вот выдадим эту новость первой. Она, может быть, не проверена, но мы первые, мы собрали, так сказать, лайки, мы собрали просмотры, мы свое получили. Да? Потом появилось опровержение, мы его тоже дали. Может, мы поторопились. Может, мы не получили подтверждение из независимого источника. Но это уже второй вопрос. А в сфере маркетинга мы уже первые, мы уже лучше", – пояснил Вышинский мотивацию таких редакций.
Гонка за аудиторией сделала возможным кликбейт. Именно поэтому сейчас на СМИ лег большой груз ответственности за поиск достоверной информации, за ее корректное изложение и за создание адекватной ценностной картины мира. Но это не мешает некоторым СМИ выдавать фейки.
"Я предпочитаю переводить это слово с английского на русский просто – ложь", – подчеркнул Вышинский.

Цензуры нет

Новая реальность такова, что в ней исчезает цензура. По мнению Вышинского, цензура – это запрет писать на определенные темы. Либо же на эти темы можно освещать, но в каком-то определенном ключе. Однако теперь это не нужно. СМИ просто "банят", блокируют. По этой причине в той или иной стране массовая аудитория просто не знает о тех или иных фактах. Например, во Франции людям долгое время не было известно, что украинская армия 2014 году фактически начала бомбить города в своей же стране.
Здесь важно то, у кого есть контроль над "кнопкой". Это хорошо показала ситуация с телеканалом "Царьград". YouTube просто удалил аккаунт этого СМИ.
"Эти наивные люди в редакции "Царьграда" подумали, что они могут добиться справедливости. Я даже знаю, что они начинали судиться с YouTube… Никто ничего не восстановил. Ничего никто не объяснял", – напомнил Вышинский.

SputnikPro

Мастер-класс Кирилла Вышинского – это часть международного просветительского проекта SputnikPro. Учебные модули SputnikPro прошли уже в 24 странах: от Армении до Индии, от Греции до Китая. Всего с марта 2018 года в проекте приняли участие более 10 000 человек из 80 стран.
Эксперты Sputnik и в целом медиагруппа "Россия сегодня" проводят уникальные семинары, лекции и мастер-классы для журналистов, пресс-секретарей, блогеров и студентов старших курсов профильных отделений вузов.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!