Пресс-центр

Дрозденко: наши отношения с Беларусью – дорога с двусторонним движением

Ленинградская область планирует сотрудничать с Беларусью не только в промышленности, но и в туризме, и в области энергетики.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Традиционно Ленинградская область и Беларусь взаимодействуют во многих отраслях промышленности, а сегодня российский регион активно изучает вопросы машиностроения, сельского хозяйства, энергетики. В эксклюзивном интервью информационному агентству и радио Sputnik Беларусь губернатор Ленобласти Александр Дрозденко рассказал о планах повышения грузооборота белорусских товаров через порты области, совместных строительных и туристических проектах.
– Александр Юрьевич, в этом году вы уже второй раз посещаете Беларусь. Все ли договоренности, достигнутые ранее, удалось реализовать? О чем вы сейчас намерены общаться с белорусскими партнерами?
– Торгово-экономические отношения Ленинградской области и Беларуси интенсивно развиваются. Хочу сказать, что не было бы счастья, да несчастье помогло. После введения санкций товарооборот между Ленинградской областью и республикой увеличился в два раза. Мы приближаемся к цифре один миллиард условных единиц. Это та задача, которую нам ставил президент Беларуси, когда я с ним общался в 2022 году, что на 2024 год нужно выйти на один миллиард. В прошлом году это было без малого 1 миллиард 990 миллионов условных единиц. В этом году, конечно же, мы эту цифру превысим.
Наверное, самое главное, что мы открываем каждый раз новые горизонты и новые окна для сотрудничества. Если ранее мы больше сотрудничали в агропромышленном комплексе, то сегодня это уже и лесное хозяйство, и машиностроение, и химия, нефтехимия, и многое другое. Ну и, наверное, самое главное, что республика имеет большой интерес к Ленинградской области по созданию и эксплуатации портовых сооружений для того, чтобы самостоятельно выходить на внешние рынки именно морским транспортом, и Ленинградская область для этого идеально подходит.
– Помимо развития инфраструктуры портов еще требуется модернизация железных дорог, по которым доставляются грузы в морские терминалы. Насколько активно ведется эта работа?
– Для того, чтобы перевозить тот достаточно большой объем грузов, который заявила Республика Беларусь, необходима модернизация железных дорог, и РЖД заявила два больших проекта в Ленинградской области. Это южный диаметр, южный обход Санкт-Петербурга и северный обход Санкт-Петербурга – чтобы и в портовые терминалы южной части Санкт-Петербурга, которые расположены в Ленинградской области, и те, что в северной части, сделать современные подходы. Потому что сегодня объем большой и без модернизации с такой перевалкой грузов железной дороге не справиться.
Хорошо, что об этом говорят откровенно. И бюджет РЖД, и софинансирование федерального бюджета предусматривают именно строительство двух обходов.
– Если говорить о взаимодействии Ленинградской области и Беларуси в целом, какие направления вы могли бы выделить как приоритетные?
– Мы работаем очень активно с белорусскими партнерами по такому направлению, как сельское хозяйство, потому что здесь, понятно, у нас большой объем встречных поставок. Как не покажется странным, но Ленинградская область – один из немногих субъектов Российской Федерации, который поставляет молочную продукцию в Беларусь, точнее, продукцию переработки молока – детское питание.
Еще у нас очень серьезные обмены по ветеринарным препаратам. Ранее мы покупали большую линейку ветеринарных препаратов в Дании, Швеции, Норвегии. Сегодня заместили очень многие европейские ветеринарные препараты белорусскими.
У нас очень плотное сотрудничество по лесной технике, по специальной технике, пожарной технике.
Плотно работаем и по минеральным удобрениям. Вы знаете, что Российская Федерация – крупнейший экспортер минеральных удобрений. Но здесь с белорусской стороной мы также решаем совместные задачи по данному экспорту. Ну и, конечно, целая линейка товаров народного потребления, которая сегодня востребована как на внутреннем рынке Российской Федерации, так и на экспортном рынке. К слову, сегодня Российская Федерация вместе с Республикой Беларусь поставляет продукцию сельского хозяйства и в далекие страны – например, в Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию. То есть это действительно такие регионы, которые еще недавно для нас были, казалось бы, далекими, а сегодня для двух государств, в том числе с участием Ленинградской области, становятся такими близкими.
Проектов очень много. Конечно, мы понимаем прекрасно, что для Республики Беларусь важна стратегия развития. Ведь любая страна определяет свою стратегию развития, исходя из стратегии безопасности, в том числе безопасности экономической. Не только, когда мы говорим безопасность стратегическая, но и экономическая: иметь гарантированные отгрузки через портовый комплекс, который в том числе является собственностью Республики Беларусь. И мы сегодня все вместе содействуем тому, чтобы это произошло, и эти экспортные цепочки, импортные цепочки были четко отработаны.
– Во время своего предыдущего визита вы говорили, что прорабатываются вопросы создания совместных производств. Что-то уже реализуется?
– Для нас важно не просто покупать белорусскую технику, нам важно организовать совместные производства. Неслучайно мы подписали соглашение – вместе с "Амкодором" будем строить завод в Гатчине. Сегодня уже выходим на финишную прямую, то есть это начало строительства.
Конечно, для нас очень важно то, что мы для себя открыли белорусскую сторону с новой продукцией. Мы сегодня очень активно работаем по водоочистным станциям. Мы уже почти 30 станций закупили в республике, часть уже поставлена – примерно половина, часть – будет поставлена. Это водоочистные станции контейнерного типа, которые, кстати, очень эффективны и просты в использовании. То есть приезжаешь в конкретный населенный пункт небольшой, поселок или деревню, делается анализ воды, отправляется в белорусскую компанию, говорим – вот такая-то у нас вода, и нам встречное дают предложение, какой контейнер и с каким оборудованием можно поставить для того, чтобы эту воду превращать в питьевую. И мы эффективно работаем.
А сейчас мы продвинулись дальше – подписали соглашение по водоочистным сооружениям, это сброс уже воды.
И самое главное: в этом году наши специалисты, в том числе председатель комитета по энергетике, побывали в Беларуси, и мы договариваемся о том, чтобы строить газовые котельные. И мы еще больше продвинулись.
Вы знаете, что сегодня в России идет большая программа, которая поддержана и инициирована президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, – это догазификация частного сектора. Но нам не хватает компаний, которые бы делали так называемую последнюю милю – распределение газопроводов до частных домов. Объем огромный. По всей России это сотни тысяч домовладений. И даже в Ленинградской области мы увидели, что нам не хватает мощностей, и мы обратились к строителям Республики Беларусь – приходите к нам. Уже две компании заявили о себе, прошли отбор и до августа начнут работать в Ленинградской области.
Кстати, белорусские строители строят в том числе социальные объекты в Ленинградской области, школу в Новогорелово, причем школу по индивидуальному проекту, непростую школу. Она будет красивая, образцовая, и я надеюсь, что все у нас получится. Но сегодня мы смотрим, как наши ресурсы использовать в республике.
То есть у нас абсолютно взаимовыгодное сотрудничество. Это не потому, что требует политическая конъюнктура. Это улица с двусторонним движением. Это очень важно, когда в партнерских, братских отношениях все, что связано с бизнесом, экономикой, решается на взаимовыгодной основе. У нас это сейчас получается, и причем очень эффективно.
– В какие сферы белорусской экономики готовы вкладываться инвесторы из вашего региона? Есть ли уже положительные примеры?
– Вы знаете, мы только сейчас, наверное, очень активно начали рассматривать варианты инвестиций, потому что до этого, не скрою, в большей степени мы смотрели на Беларусь, как на партнера, который, наоборот, нам поставляет определенные комплектующие, детали, организовывает совместные производства.
Ленинградская область, Санкт-Петербург всегда были источником роста автопрома, автомобилестроения Российской Федерации. Только в Ленинградской области было более 28 предприятий, которые производили автокомпоненты, автодетали, различные специализированные вещи для автомобилестроения – например, автомобильные диски или специальную электронную оплетку, или обшивку салона, или, например, шины, или, например, кузовные детали. Сегодня, к сожалению, эти объемы очень резко сократились. Не надо объяснять почему. Мы пытаемся сейчас все это восстановить, в том числе при поддержке партнеров. Мы во время моего предыдущего визита обсуждали с партнерами, чтобы наши предприятия, которые традиционно производят автокомпоненты, работали совместно с белорусскими компаниями, которые производят автомобили – как легковые, так и тяжелую технику.
Например, возьмем ту же компанию Nokian Tyres, которая работала в Ленинградской области. Да, финны ушли, но это крупнейший был завод, и не только в Европе, а в мире. Сегодня этот завод продолжает работать, но только под новым названием – "Айкон Тайерс", он производит одни из самых качественных шин в мире. Почему бы нам сегодня не скооперироваться с белорусскими компаниями? Понятно, что Беларусь тоже производит свои шины, но мы же имеем свою линейку и свою нишу. Мы не претендуем на большие шины, на сложную технику, но для легковых и средних автомобилей, малогабаритных грузовых – это очень интересная линейка. Или, например, компания "Евродиск" – производила элитные диски для любых видов автомобилей. Причем это мирового уровня было качество. Почему сегодня здесь тоже нам не взаимодействовать с белорусскими партнерами?
У нас сегодня масса точек для совместного сотрудничества. И еще раз повторю: аргумент о том, что кто-то к кому-то специально помогает или вытягивает, он не работает. Вот здесь я по себе знаю, по Ленинградской области – работаем только тогда, когда это взаимовыгодно.
Если где-то есть проблемы, мы откровенно говорим белорусской стороне: ребята, есть проблемы, мы в этом направлении работать не будем. Например, недавний вопрос, когда мы объявили конкурс именно на очистные сооружения, не на водные сооружения, а уже на очистку стоков. Белорусская сторона вышла на конкурс, дала предложения. Мы вышли и откровенно сказали: технологии устраивают, качество устраивает, но чуть-чуть цена высоковата, давайте посмотрим, что можно оптимизировать. Это же нормально, это нормальная совместная работа. Причем она взаимовыгодная. То есть мы понимаем свои параметры цен, соотношение "цена – качество", и мы работаем только тогда, когда это все совпадает. Если нет, мы работаем с другими компаниями, и это четко прослеживается. Здесь чисто работает экономика, и слава богу, что мы находим разумный компромисс.
– Ленинградская область на протяжении многих лет приобретает общественный транспорт белорусского производства. Сотрудничество в этом направлении будет продолжаться?
– Ленинградская область начала транспортную реформу. Это масштабный проект, который потребует полной замены автобусного парка. И я знаю, что несколько наших компаний очень серьезно присматриваются к белорусским автобусам. Причем это счет не на десятки, даже не на сотни автобусов, это счет на тысячи. Но все же заинтересованы в чем? Когда покупаешь огромную партию автобусов, потом сталкиваешься с вопросами обслуживания парка. Это не только там замена масла или фильтров, это и замена запчастей, это замена узлов. Не дай бог, автобус попадет в аварию. Это уже кузовные работы. И, конечно, если мы выйдем на такие серьезные контракты, мы хотели бы иметь серьезную базу обслуживания. Вот это как раз предмет сегодняшних обсуждений, которые мы будем вести в рамках нашей комиссии Республики Беларусь и Ленинградской области, о перспективах транспортной реформы, которая нам предстоит.
– Во время нынешнего визита вы намерены обсудить вопросы с белорусскими партнерами в области энергетики. В чем суть проекта?
– В Ленинградскую область пришел большой газ – миллиарды кубометров. Несмотря на то, что у нас строятся два крупнейших предприятия не только в России, но и в мире – "РусХимАльянс" и газпромовский газоперерабатывающий терминал, общий объем инвестиций более 3,5 триллиона рублей – мы понимаем, что газ есть, и сегодня ставится задача, и мы с Газпромом это обсуждали буквально недавно, большинство котельных Ленинградской области перевести на газ. И здесь мы хотели бы также получить поддержку, по крайней мере альтернативные предложения от белорусской стороны, что они предлагают из газового оборудования на системной основе, что можно использовать для строительства небольших модульных котельных в Ленинградской области. Потому что опять-таки счет идет не на десятки, а на сотни котельных, которые мы должны построить в ближайшие пять лет.
– Буквально считанные дни отделяют нас от XI Форума регионов Беларуси и России. Собираетесь ли вы в нем участвовать? Какие именно планируется обсудить вопросы с партнерами?
– Я буду встречаться со своими коллегами – губернаторами Витебской, Брестской и Могилевской областей. Я буду выступать и на круглых столах, и на самой панельной дискуссии. Я считаю, что там есть о чем поговорить.
На самом деле, чем активнее, интенсивнее развивается наше сотрудничество, тем, к счастью, не к сожалению – к счастью, возникает больше вопросов. Это нормально. Ведь когда люди только-только познакомились – просто люди, главный вопрос: как тебя зовут? А когда начинаешь дружить, а еще и выстраивать отношения, появляется очень много вопросов. И вот сегодня у нас таких вопросов очень много. Они все позитивные, они все эффективно направлены на решение проблем экономических, социальных, культурных и так далее.
Эти вопросы есть. И вот как раз такие форумы и призваны решать эти вопросы. И чем откровеннее будем говорить, чем активнее общаться, тем быстрее мы эти вопросы будем решать.
– Александр Юрьевич, во время предыдущего визита в Беларусь вы уже затрагивали тему развития внутреннего туризма. Что-то уже реализовано?
– Вы знаете, мы только-только в начале большого пути, потому что действительно у белорусской стороны, у Ленинградской области есть очень много, что друг другу предложить. Мы это видим, например, по объему туристов в Ленинградской области. В прошлом году, меня самого эта цифра просто поразила, количество посещений Ленинградской области – 15 миллионов туристов, а количество туристов, которые хотя бы на один день остались в Ленинградской области, переночевали – 6 миллионов. При том что у нас население 2 миллиона 100 тысяч. Представляете, какой объем? Но при этом мы только-только начинаем узнавать друг друга. И, конечно, встречные туристические потоки должны только нарастать. Я только в этом году знаю уже десятки примеров своих друзей, близких, знакомых, которые поехали или поедут отдыхать в Беларусь.
Причем действительно у вас очень много интересных вещей. Это и оздоровление, и туризм, и охота. Среди моих друзей есть те, кто любит охоту. Это и познавательный туризм – исторический, это и паломнический туризм. То есть очень много потоков. Но самое главное, чтобы мы это активно развивали. И мы готовим в Ленинградской области специальную программу. Более того, мы хотим на следующий год заложить определенную компенсацию для именно детского, семейного туризма, чтобы мы компенсировали часть расходов тем туристам, кто будет посещать и Российскую Федерацию, и Республику Беларусь. То есть как мы не стали делать разницу в технике, в лизинге – у нас одинаковый льготный лизинг, что для "Амкодора", что "Россельхозмаша", мы сделали одинаковую лизинговую компенсацию, потому что понимаем, что рамках Союзного государства это должно развиваться одинаково. И мы так же хотим сделать это по туризму.
Я не могу не сказать в рамках нашей встречи огромные слова благодарности Республике Беларусь и тем людям, которые помогли нам организовать поездку в Беларусь семьям участников СВО, и прежде всего детям, которые приехали для того, чтобы посмотреть Минск, посмотреть окрестности, посмотреть республику. Это первый у нас такой был пробный шаг, мы его профинансировали через фонд "Ленинградский рубеж". И вы знаете, настолько это получилось душевно, по-доброму, по-семейному, когда на границе встречали наши семьи с караваем, с какими-то подарками, такими маленькими, но знаковыми, с улыбкой.
И мы хотим, чтобы такие целевые туристические группы обязательно приезжали в республику, потому что той душевности, той искренности, той остроты чувств, которые мы здесь испытываем, сегодня сложно где-то найти. Здесь, мне кажется, мы должны сделать акцент еще и на душевное гостеприимство двух братских народов. На самом деле в республике есть что посмотреть. Я об одном жалею: у меня хоть и визит вроде как на пять дней, мне предложили один день посмотреть одну из баз отдыха, но по программе никак не получается. Вот такое огромное сожаление. Но обещаю: в какой-то конкретный визит или возьму отпуск, но специально приеду, посмотрю достопримечательности и уникальную природу.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!