Минский укрепленный район выглядит на карте как дуга на запад от столицы. Его создавали примерно по линии границы с Польшей до 1939 года. Всего было построено более трех сотен ДОТов.
Исследователи и энтузиасты описали многие из этих укреплений и внесли на картографические онлайн-сервисы. Правда, не всегда координаты огневых точек указаны верно. Порой это приблизительные данные. К тому же некоторых ДОТов уже нет.
Их уничтожили немцы во время оккупации, либо же фортификация в послевоенные годы мешала строительству, сельскому хозяйству. И тогда точки подрывали. Чтобы уничтожить бетонные громадины, нужно много взрывчатки, поэтому иногда западнее Минска можно встретить следы "недоуничтоженных" ДОТов.
Один из поваленных ДОТов
© Sputnik
Не обязательно это развалины. Бывают и повернутые на бок бетонные коробки, которые почти не повреждены. Заходить в них, да и вообще во многие другие ДОТы, может быть опасно. Сооружения много лет назад сняты с баланса еще советского Министерства обороны. Никто не следит за их состоянием, за исключением буквально нескольких сооружений, которые сейчас приспособлены под погреба.
Что внутри
Есть относительно безопасные ДОТы, куда можно зайти с фонариком и посмотреть, как они были устроены. Конечно, почти все оборудование там давно снято, но кое-где встречаются фрагменты сидений, систем вентиляции, крепления для орудий или пулеметов.
Например, можно посетить артиллерийский полукапонир на улице Архитекторов в Заславле. Его заметишь не сразу. Он довольно хорошо замаскирован. Внутри много помещений, в том числе два боевых каземата для орудий. Отсюда вели огонь из 76-мм пушек. В одном каземате из оборудования практически ничего не сохранилось, а во втором до сих пор есть конструкция для крепления орудия и некоторые другие детали.
Полукапонир на улице Архитекторов
© Sputnik
Полноценный обзор из амбразур ДОТов, пулеметные это точки или артиллерийские полукапониры, был невозможен. Каждое из таких сооружений – это мини-крепость, а значит, по штату там положен комендант. Он-то и следил за обстановкой с помощью перископа.
Опять же наивно полагать, что в каком-то из ДОТов вы найдете перископ, да еще и в исправном состоянии. Но почти везде есть трубы, через которые выдвигались эти оптические приборы. Иногда целая крышка-заслонка.
Шахта перископа
© Sputnik
Также в полукапонире на улице Архитекторов, если внимательно рассмотреть орудийные казематы, можно понять, что в сооружении есть и нижний уровень, который сейчас засыпан землей. Туда через специальные отверстия в полу выбрасывали гильзы от снарядов.
Полукапонир на улице Архитекторов
© Sputnik
После этого полукапонира можно отправиться в район Хмелевка на западе Заславля. Здесь многие местные жители знают о детской площадке с пулеметным ДОТом. Снаружи на нем есть следы попаданий вражеских снарядов. Внутри, хоть и в плохом состоянии, но сохранились дубовые двери с металлической обивкой. Также есть каземат, откуда вели огонь сразу два пулемета и где, видимо, находился комендант (оттуда можно было выдвигать перископ). Есть там и третья пулеметная амбразура в отдельной "мини-комнате".
ДОТ в заславском районе Хмелевка
© Sputnik
При осмотре этих сооружений нужно пользоваться фонариком, внимательно смотреть под ноги и беречь голову – высота в проходах низкая. После посещения "заброшек" полезно сходить в музеифицированный ДОТ в Заславле у Школьного переулка.
Можно съездить и на комплекс "Линия Сталина", где восстановлены почти такие же сооружения, как на улице Архитекторов и в Хмелевке: полукапонир №134 и пулеметный ДОТ №292.
Полукапонир №134 на Линии Сталина
© Sputnik
Подготовка к войне
На создание Минского и других укрепленных районов советская власть в 1930-х потратила немало ресурсов. К сожалению, часть трудов оказалась напрасной. Когда границу подвинули на запад в 1939-м, некоторые пулеметы и орудия сняли. Многие ДОТы "осиротели", потому что за ними уже не были закреплены военнослужащие.
Внимание военных сместилось вместе с границей. На новых рубежах обустраивали уже другие укрепленные районы.
Незадолго до вторжения гитлеровцев советское военное руководство явно держало в уме такой вариант, что не исключены сражения на "старой границе". Это подтверждает ряд сохранившихся документов.
© Sputnik
Например, 4 июня 1941 года нарком обороны Семен Тимошенко и начальник Генштаба Георгий Жуков издали совместный приказ по укрепленным районам для Западного особого военного округа, куда входили БССР и Смоленская область. Этот приказ есть в Центральном архиве Минобороны России (ЦАМО).
Из приказа следует, что в БССР было восемь укрепрайонов: как на "старой границе", так и недавно созданных. В каждом из них Тимошенко и Жуков предписали создать новые подразделения. Проще говоря, нужно было укомплектовать личным составом все огневые точки. Для Минского укрепрайона, в частности, только управленческий штат должен был составить 63 человека, а число нижестоящих бойцов и офицеров нужно было увеличить не менее чем на 800. Сделать это приказали к 1 октября 1941 года.
Часть бойцов хотели взять из новобранцев во время ближайшего призыва, а младший начсостав планировалось перевести из других частей округа. В документе говорится и о том, что нужно укомплектовать укрепрайоны минометами, прожекторами, орудиями и так далее. Это означает, что "укрепы" к войне явно готовы не были.
Еще до приказа Жукова-Тимошенко в ЦК ВКП(б) поступило донесение от начальника Главного управления политической пропаганды Красной армии Александра Запорожца.
"Укрепленные районы, строящиеся на наших западных границах, в большинстве своем небоеспособны", – констатировал он.
Уже после нападения немцев, 30 июня 1941 года, начальнику политпропаганды Льву Мехлису (он сменил Запорожца 22 июня) поступила секретная докладная о боевой готовности личного состава Минского укрепрайона.
Выводы неутешительные: к примеру, в одном из батальонов вместо 900 человек было 618, а в другом вместо 945 было лишь 75. Не хватало и командиров. Многие военнослужащие были плохо обучены, не хватало боеприпасов.
Докладная записка о готовности МиУР
© ЦАМО Минобороны РФ
"Командиры и красноармейцы места сбора не знали, некоторые отсутствовали. Командиры рот не имели карт, некоторые из них не знали расположения ДОТ", – говорится в донесении.
Более того, не был организован нормальный подвоз снарядов: либо не было транспорта, либо водители не знали, куда именно доставлять грузы. У одного из батальонов были только две машины, а горючее вовсе не выделили…
Помог ли Минский УР
Естественно, на момент появления немецких частей в Минской области далеко не во всех укреплениях были бойцы, которые могли вести огонь. Для ДОТа очень важно не только, чтобы у персонала были боеприпасы, еда и вода: должны нормально работать система вентиляции, связь и другое оборудование.
Документы ЦАМО показывают, что некоторые ДОТы по сути стихийно заняли те военные, которые были под рукой у командования. В журнале боевых действий 44-го стрелкового корпуса (44 ск) говорится, что 15 июня он был направлен в подвижной лагерь на юго-востоке от Заславля, а также в Ждановичи и Уручье.
"Все части не были полностью обеспечены положенным вооружением и боеприпасами. В результате чего события, развернувшиеся 22.6 (22 июня 1941 года – Sputnik), застали части Корпуса неподготовленными к вступлению в бой", – отмечено в журнале.
Журнал боевых действий штаба 44 стрелкового корпуса
© ЦАМО Минобороны РФ
Боевую задачу 44 ск получил 24 июня. Она звучала просто – оборона Минского укрепрайона. Но корпус не имел положенных для этого тыловых подразделений. Опять же не на чем было подвозить снаряды. Не было инженерных средства и связи, корпусных органов разведки.
Как следует из журнала штаба всего фронта, к исходу дня 27 июня немцы прорвались в том месте укрепрайона, где был стык обороны 44 ск и 2 ск. Это место недалеко от Радошкович. Противник окружил 2 ск, а части "сорокчетверки" продолжали удерживать свои позиции, в том числе в районе Заславля.
Как известно, в итоге была прорвана вся оборона. Да и не все огневые точки приняли бой. Но из этих точек выросло поражение вермахта. Примерно через три года именно здесь немцы будут отступать на запад. К тому же и в июне 1941-го оккупанты тоже несли потери, и опытным немецким военачальникам было понятно, что первоначальный план молниеносной войны точно не сработает.
Крепость
К сожалению, сейчас невозможно установить имена и фамилии всех героев, оборонявших Минский укрепрайон. Некоторые документы пока недоступны для историков, да и не могут они пролить свет на все, что происходило.
Несколько десятков лет назад было проще, потому еще были живы многие свидетели боев – жители деревень Минской области. К примеру, благодаря очевидцам, была восстановлена история самого крупного сооружения столичного укрепрайона – артиллерийского капонира №6. Он сохранился до наших дней и находится между автодорогами Р-28 (Минск-Молодечно-Нарочь) и Н-8951 (Приморье-Бовбли-Рогово) у деревни Мацки.
ДОТ у деревни Мацки
© Photo : ВПК "Отечество" гимназии № 19 г. Минска
Кто и как воевал в капонире, описано в советской книге "Они защищали Минск", которая была издана в 1980-х. Она ценна тем, что, во-первых, ее написал участник войны Николай Акалович. Этот автор специализировался именно на теме обороны Минска и в целом Великой Отечественной. Во-вторых, издание рецензировали профессионалы: историк и военный.
В ней есть глава "Крепость у дороги", как раз написанная на основе рассказов местных жителей. Их записали в 1967 году ученики двух школ Минска – №62 и №65. Благодаря этому мы узнаем, что бои там начались 26 июня. К столице шли немецкие танки, неприятным сюрпризом для которых стал огонь из четырех орудий капонира.
Тетради Рябова
Советские школьники от местных жителей узнали, что в гарнизоне ДОТа служил Филипп Рябов из Казахстана. Дети написали ему письмо, и в ответ пришла бандероль с тремя тетрадями, куда ветеран записал все, что помнил.
"Нас в ДОТе было 22 человека… Помню, накануне первого боя позвонили из штаба и предупредили, чтобы гарнизон был готов к возможной схватке с фашистами. Могут атаковать и танки. Поэтому с самого рассвета мы внимательно следили за местностью", – вспоминал Рябов.
В первом же бою были подбиты два немецких танка. После серии неудачных атак, гитлеровцы направили на капонир свои бомбардировщики.
"В результате ожесточенного налета были уничтожены кухня, склад с продовольствием, командирский домик, "красный уголок", силовая установка, питавшая ДОТ электроэнергией, запас бензина для движка. Для гарнизона наступило тяжелое время", – говорилось в тетрадях.
Каземат капонира у деревни Мацки
© Photo : ВПК "Отечество" гимназии №19 г. Минска
Капонир остался без вентиляции и водоснабжения. Не было света, не хватало еды. Помогли местные жители, у которых солдаты взяли керосиновые лампы, еду, перевязочный материал для раненых. Один из крестьян помог с подвозом снарядов с запасного склада… Конечно, в итоге капонир пал. Часть гарнизона была взята в плен. Но на этом участке "крепость" стала чуть ли не последней цитаделью, которая продолжала сопротивляться, когда вокруг все погибли или отступили.
В наши дни капонир стал местом сбора энтузиастов, которые изучают Минский укрепрайон. Кто знает, может быть, со временем этот ДОТ признают историко-культурной ценностью, либо это будет официальный мемориал.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!