Белорусский рынок грузоперевозок раз за разом преследуют новые трудности и препятствия. Палки в колеса продолжают ставить соседствующие с нашей страной западные государства – Литва, Латвия, Польша.
Всю весну на работающих пунктах пропуска на европейско-белорусской границе фиксировались километровые очереди. Сложившаяся ситуация, мягко говоря, не шла на пользу ни тем, ни другим. Но были и оптимистичные новости.
Что происходило на отечественном рынке грузоперевозок минувшей весной и чего ожидать в ближайшей перспективе? О самых значимых событиях в этой сфере Sputnik поговорил с экспертом.
Некому работать
Логистическая отрасль Беларуси столкнулась с острым дефицитом кадров. На портале государственной службы занятости сейчас только для водителей с правами разных категорий доступно около 9 тысяч вакансий. Но нехватка специалистов коснулась практически всех категорий работников в сфере грузоперевозок – логистических операторов, грузчиков, курьеров, экспедиторов, кладовщиков.
"Нехватка исполнителей стала одной из причин роста цен на грузоперевозки. Однако привлечение работников в сферу за счет повышения зарплат – равно рост издержек для бизнеса. Это не может продолжаться бесконечно, тем более, что ставки и так растут. По данным нашей биржи, в первом квартале 2024-го в экспортных перевозках цены выросли на 26%, в импортных – на 7%", – говорит директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
В стране ищут другие пути восполнения дефицита. Межрегиональная ассоциация перевозчиков предлагает работать над тем, чтобы повышать престиж профессии. На факультете международных отношений БГУ в новом учебном году откроют новую специальность – международная логистика.
Открытие новой специальности позволит готовить больше квалифицированных кадров в сфере логистики
© Sputnik / Станислав Лобатый
Делается это для того, чтобы решить возрастающие потребности государства в квалифицированных кадрах в области управления цепочками поставок и обеспечения эффективности и безопасности транспортировки товаров. А также с учетом роста значимости глобальной торговли и расширения международных бизнес-операций с ориентацией на Восток.
Обменялись запретами с ЕС
Весна обозначилась тем, что Беларусь обменялась со странами Евросоюза рядом запретов на ввоз-вывоз определенных категорий товаров. Напомним хронологию развития событий.
В марте Латвия запретила ввозить в страну перечень товаров белорусского и российского происхождения. Под ограничения попали овощи, фрукты, злаки, мясные субпродукты, рыба.
С 1 апреля вступил в силу белорусский запрет на ввоз в ЕС через литовскую границу воды, пива, вина, виноградного сусла, вермутов, прочих сброженных напитков, этилового спирта, уксуса, шин и покрышек, одежды и прочих изделий. При этом страна происхождения товаров значения не имеет.
В обратную сторону запретили возить литовские молоко и сливки сгущенные, фрукты и орехи, кофе, соки фруктовые, воды, уксус, чулочно-носочные изделия, отдельные стройматериалы, холодильники и морозильники. Эти запреты стали ответом Минска на закрытие Литвой еще двух пунктов пропуска на границе с Беларусью.
Страны-соседи приняли решение закрыть ряд пропускных пунктов, а в оставшихся машины пропускают значительно меньше нормы
© Sputnik / Виктор Толочко
В случае с Латвией запреты коснулись не столько перемещения через отдельные участки границы, сколько импорта в целом. Это значит, что первостепенно встают вопросы поиска новых рынков сбыта и новых поставщиков.
"В случае с белорусским запретом, касающимся Литвы, перевозчики снова поставлены в условия, когда нужно перестраивать логистические цепочки. Многие товары шли транзитом, как через Беларусь, так и через Литву. Теперь же придется искать альтернативные варианты маршрутов в обход Литвы, а это серьезный риск повышения цен на перевозки, так как отправка товаров через литовский порт была одним из самых дешевых вариантов", – отмечает эксперт.
Уже в мае Беларусь расширила "запретные" списки – как номенклатурно, так и географически. Теперь в страну запрещено ввозить следующие товары из Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Эстонии: пиво, сброженные напитки, средства для волос, для бритья, для ухода за кожей и гигиены полости рта и зубов, дезодоранты, составы для ванн, мыло, чистящие средства, ковры, мужская текстильная одежда, обувь с верхом из натуральной кожи, головные уборы, постельные принадлежности, посуду, матрацные основы, лаки, краски, плиты, листы, пленки из пластмасс, ярлыки, этикетки из бумаги, картона, воду, в том числе минеральную и газированную.
Поводом для запрета послужили ограничения Латвии и Литвы на импорт белорусской пищевой и сельхозпродукции, а также подготовленный регламент Совета ЕС о повышенных пошлинах на ввоз белорусской сельхозпродукции, инициаторами которого стали Латвия, Литва, Польша, Чехия и Эстония.
Латвия и Литва ввели ограничения на импорт белорусской пищевой и сельхозпродукци, Беларусь выдвинула свои в ответ
© Sputnik / Виктор Толочко
"Здесь сложность в том, что многие продовольственные товары, текстиль, обувь, косметика поставлялись через Беларусь в Россию. И теперь этот объем работы белорусские перевозчики могут потерять, так как их начнут возить напрямую через российско-латвийскую границу. Однако, это может способствовать и росту поставок белорусских товаров на российский рынок в качестве замены европейскому", – комментирует Солдатенко.
Польша думает открыть "Бобровники"
Всю весну на работающих пунктах пропуска на европейско-белорусской границе продолжали стоять километровые очереди. Были случаи, когда фуры не пропускали в нашу страну по причине отсутствия документов у производителя о том, что товары, перевозимые в Казахстан, Узбекистан, Грузию и другие страны, не будут перепроданы в Беларуси и России.
Требования к такому пакету сопроводительных документов ужесточились, и они коснулись уже не только товаров двойного назначения, но и любых грузов.
Из-за низкого темпа работы пограничников сопредельной стороны на границе образовываются очереди из фур
© Sputnik / Виктор Толочко
В связи с происходящим российская таможня даже призвала перевозчиков скорректировать свои маршруты и обходить литовско-белорусский и латвийско-российские участки границы и рекомендовала для перемещения товаров использовать паромную линию "Усть-Луга – Балтийск" и железнодорожный транспорт.
Со стороны же Польши в мае появилась обнадеживающая новость: Варшава рассматривает вероятность открытия пункта пропуска "Бобровники-Берестовица" на границе с Беларусью. Однако только в том случае, если инициативу поддержат военное ведомство и пограничные службы. Поводом для внесения такой инициативы стало обращение к правительству польских предпринимателей: они потерпели серьезные убытки из-за потери клиентов-белорусов.
Можно наличкой
Белорусским перевозчикам снова разрешили использовать наличную валюту для расчетов с иностранными партнерами за услуги, связанные с перегрузкой и перецепкой грузов. Но, как и прежде, есть ограничения. Среди основных:
использовать валюту можно только резидентам Беларуси – юрлицам и ИП;
рассчитываться наличными можно только нерезидентам Беларуси, за исключением тех, кто осуществляет международные перевозки через территорию Союзного государства или является резидентом России;
максимальная сумма выплат по каждому договору не может превышать 1000 белорусских рублей.
"Это не новшество, такая норма уже действовала в Беларуси почти весь прошлый год. Сейчас ее возобновили, чтобы повысить конкурентоспособность белорусских перевозчиков. Так они снова могут работать с теми, с кем рассчитаться по безналу невозможно, а также с теми, для кого наличные – принципиальное условия", – поясняет Татьяна Солдатенко.
Переход на электронные документы
С 1 мая в Беларуси вступило в силу постановление, позволяющее обмениваться электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле – их теперь можно использовать в виде электронной товарной накладной при автомобильной перевозке товаров за пределы Беларуси. А 30 мая состоялась первая отгрузка товаров из Беларуси в Россию, оформленная с их использованием.
"Можно сказать, что это событие стало ступенькой в переходе на новый уровень в сфере внедрения электронного документооборота. Вопрос актуален для логистической отрасли, так как каждая перевозка сопровождается огромным количеством документов. Это затратно как с материальной точки зрения (закупка канцелярии, содержание архивов), так и ресурсной – на заполнение бумажных документов тратится на 50-70% больше времени, чем электронных", – считает руководитель белорусского представительства крупнейшей в СНГ биржи грузоперевозок.
Уже анонсировано, что использование электронных международных транспортных накладных e-CMR станет обязательным во всех странах ЕАЭС к 2030 году.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!