Кальварийское кладбище – самый старый некрополь Минска. Первое упоминание о нем относится к концу XVIII века, хотя не исключено, что первые захоронения появились тут раньше.
Название кладбища происходит от слова Кальвария, которое переводится с латинского как "Голгофа" (место, где был распят Иисус Христос).
До 1830 года это кладбище было католическим, но позднее тут стали хоронить верующих любых конфессий.
Долгое время это кладбище считалось последним пристанищем для городской аристократии: Понятовских, Войниловичей, Монюшко, Потоцких…
У некоторых тут были семейные усыпальницы, часть из них разрушилась, часть сохранилась до наших дней.
Изначально на кладбище был деревянный костел, но потом он обветшал и вместо него построили каменный.
Незадолго до Великой Отечественной храм, который еще в 1930-х был действующим, закрыли. Сначала тут был склад, потом мастерские. Верующим храм вернули в 1980-м – в год Олимпиады, которая проходила в СССР. Говорят, для иностранцев, приехавших в Минск на футбольный турнир.
В 1960-х годах кладбище и костел хотели снести, чтобы проложить прямой участок магистрали улицы Опанского (сейчас Кальварийская), однако под давлением верующих и из-за возможной международной огласки от такого проекта было решено отказаться.
Сейчас тут насчитывается около 30 тысяч захоронений. Есть могилы солдат, погибших во время наполеоновских войн, Первой мировой, советско-польской и Великой Отечественной войн.
Здесь похоронены многие известные люди, среди них — Ян Дамель, Янка Лучина, Вацлав Ивановский, Иван Науменко, Нил Гилевич.
По легенде, на кладбище есть призрак – Белая Панна Кальварии. По преданию в конце ХIХ века молодая паненка заснула летаргическим сном, ее похоронили, приняв за мертвую, в склепе на Кальварийском кладбище. Когда девушка проснулась, выбраться из заколоченного гроба она уже не смогла. С тех пор ее тень бродит ночами по Кальварии.
Еще один старый некрополь – Военное кладбище.
В 1840-х здесь хоронили военнослужащих, умерших в военном госпитале Минска, когда кладбище переполнилось, рядом основали новое – его торжественное освящение состоялось в 1895 году.
В 1930-1940 годах здесь хоронили почти всех выдающихся государственных, военных, научных, культурных деятелей межвоенного времени.
На Военном кладбище похоронены Янка Купала, Якуб Колас, Кузьма Чорный, один из создателей БССР Александр Червяков, авторы белорусского гимна Михась Климкович и Нестор Соколовский, первый президент Академии Наук Всеволод Игнатовский…
Всего здесь около 3000 захоронений.
В 2018 году началась масштабная реконструкция кладбища, которая привела к существенному изменению его внешнего вида: старые надгробия (в основном кресты) заменили унифицированными подголовниками, почти все ограждения убрали и переплавили.
Есть здесь и мемориал неизвестному солдату.
А в центре некрополя находится церковь Александра Невского, в которой похоронены солдаты русско-турецкой войны. Хранится в здании и уникальный артефакт — деревянная переносная церковь, которую военные брали с собой в поход. Ее можно увидеть слева от царских ворот.
Это кладбище планировали сделать общенациональным некрополем. Но оно достаточно небольшое, поэтому со временем захоронения на нем остановили.
Восточное кладбище было открыто в 1952 году (его еще называют Московским, за расположение недалеко от дороги, которая в те годы называлась Московским шоссе).
Центром вновь созданного кладбища стала братская воинская могила погибших во время боев на территории Беларуси в ходе Великой Отечественной.
В первое десятилетие работы Восточного кладбища, когда оно еще не приобрело элитный статус, в центре некрополя начал формироваться отдельный конфессиональный участок для еврейских захоронений. До сих пор это единственное в Минске место, где компактно находятся иудейские могилы.
По значимости его иногда сравнивают с Новодевичьим: здесь хоронят выдающихся государственных деятелей, представителей науки, культуры и спорта.
Здесь нашли последний приют и люди искусства –Кондрат Крапива, Владимир Мулявин, Иван Шемякин, Стефания Станюта, Пимен Панченко, Василь Быков, Янка Мавр, Александр Кищенко, Иван Мележ, Геннадий Буравкин, Александр Тиханович, Игорь Лученок, Владимир Жбанков.
Много политических и государственных деятелей, среди которых Петр Машеров, Тихон Киселев, Федор Сурганов, Леонид Беда, Сергей Притыцкий, Михаил Павлов, Владимир Макей.
К 1975 году территория кладбища была полностью заполнена, начиная с этого года Восточное кладбище закрыли для новых погребений. Возможно только родственное подзахоронение в уже существующие могилы. Три участка зарезервировано под почетные захоронения.