Первые два года войны девушка помогала родным братьям, которые ушли в партизаны, добывать важные сведения.
"Нужно было узнать, какая немецкая техника есть в той или иной деревне. Сколько солдат. И так далее. Для нас это было вроде бы как игра", - рассказывает Ираида Ивановна.
Во время одной из облав, вспоминает она, немцы поймали всю семью. Маму с сестренкой отправили на работы в Германию, а Ираиду – в трудовой концлагерь под Оршей.
"Конечно, это был ад… Издевались над нами ради развлечения: если кто-то не может бежать, тут же пристреливают – для работы ты уже не годен. И стоят хохочут, паразиты. До сих пор этот хохот в голове", - тихо произносит женщина.
Раз в день ели черную баланду из отходов, хлеб давали по кусочку напополам с опилками. Работа была тяжелая: рыли окопы, траншеи, строили блиндажи, валили лес.
В июне 1944-го лагерь был освобожден. Ираида узнала, что в Подберезье недалеко от Витебска стоит военный госпиталь, и отправилась туда – хотела лечить раненых. Девушку взяли в помощницы – стирать бинты, готовить еду, перевязывать раненых.
"За несколько месяцев я набралась боевого опыта и была уже как настоящая медсестра", - признается она.
С военными врачами Ираида в составе 3-го Белорусского фронта дошла до Хайнрихсвальде (сейчас – город Славск Калининградской области). Там она встречала День Победы.
После окончания войны госпиталь отправили на Дальний Восток, где шла война с Японией. Лишь в декабре 1945-го она смогла вернуться домой в Витебск.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!