Изломанные судьбы: нацисты создали сеть школ, где готовили детей-диверсантов
Национальный архив Беларуси впервые показал Sputnik протокол допроса подростка, который был агентом гестапо и прошел спецкурс в Слуцкой диверсионной школе.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенНацисты с первого дня Великой Отечественной войны на оккупированной территории БССР начали открывать школы, куда набирали детей для обучения шпионской и диверсионной деятельности.
Уникальные документы о том, как это происходило, показал корреспонденту Sputnik Тамаре Беляевой заместитель директора Национального архива Беларуси, кандидат исторических наук Святослав Кулинок.
Он подчеркнул, что в годы ВОВ агентурная работа немецких спецслужб в целом была поставлена на поток. Причем нацисты не придерживались никаких правил и вовлекали в борьбу с Красной Армией разные категории населения.
"Это были мужчины, это были военнопленные, это были женщины и дети", – уточнил собеседник, отметив, что использование детей было самым страшным и трагичным.
Только на территории Беларуси функционировало 13 школ, центров и курсов по подготовке детей-диверсантов – мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет.
Первая школа для детей-диверсантов
Детей-диверсантов немцы начали готовить буквально с первых дней войны, и уже в августе 1941 года, когда еще шли бои за Беларусь, в местечке Кремное (Туровский район) захватчики организовали спецкурсы.
"Беларусь еще целиком не захвачена, а уже открываются двухнедельные курсы, где готовят детей-разведчиков для заброски в тыл Красной Армии, чтобы они разведывали состояние войск, логистику и другое", – рассказал Святослав Кулинок.
Он отметил, что, скорее всего, это были первые подобные курсы на оккупированной территории Советского Союза.
Иезуитские методы вербовки
По словам собеседника, методы вовлечения детей в диверсионную деятельность менялись с течением времени.
"В начале войны детей в основном использовали как разведчиков, в качестве сигнальщиков. Немцы переодевались в советскую форму и действовали от лица Красной Армии. Говорили детям: мы отбились от наших частей, найдете часть - вот вам ракетница, выстрелите в воздух. Детки не понимали, что это оккупанты", – рассказал Кулинок.
После того, как подросток находил подразделение красноармейцев, он выпускал ракетницу, и тут же налетала немецкая авиация с бомбами.
Однако в своей агентурной деятельности на фоне голода и разрухи они не гнушались и подкупа, а порой прибегали и вовсе к бесчеловечным методам.
"Способы вербовки были разными – это и семейные заложники, когда брали в заложники родителей и говорили: либо ты выполнишь задание или мы их убьем. Был и подкуп. В условиях войны, голода и холода, нехватки продуктов, товаров широкого потребления детей элементарно подкупали, в том числе и обещаниями какой-то новой жизни", – отметил историк.
Что касается диверсионных школ, то через 13, организованных на оккупированной территории БССР, за годы войны прошли более тысячи детей и подростков.
"Это огромное количество", - подчеркнул собеседник.
Партизаны знали о шпионских школах для детей
Архивные данные свидетельствуют, что уровень подготовки в этих школах был достаточно низким, при этом о них знали партизаны.
"В принципе, об этой деятельности немецких спецслужб партизанское командование было осведомлено. Из Белорусского штаба партизанского движения поступали регулярно шифрограммы, донесения, указания обратить внимание на то, что немцы используют детей", – отметил замдиректора Национального архива Беларуси.
Кроме того, действовала партизанская агентура, которая сообщала, к примеру, о том, что из такой-то диверсионной школы выпущено 30-40 подростков, давались какие-то установочные данные.
"Партизанская контрразведка, особые отделы были в курсе этой тактики немецких спецслужб, и поэтому, если на первом этапе эффект еще давала эта подготовка нацистами детей, то начиная с 1943 года подростки проходили серьезную проверку при вступлении в партизанские отряды и многих из них разоблачали", – рассказал Святослав Кулинок.
Легенды для шпионских школ
Нацисты тщательно легендировали школы, в которых готовили детей-диверсантов.
"Это были секретные объекты. Они легендировались под какие-то садовые товарищества, огородничества, гимназии. К примеру, в Слуцке школа располагалась в здании педагогического техникума, в Минске подобная школа была на территории университетского городка БГУ, в Волковыске - была замаскирована под садовое товарищество", – пояснил историк.
По большому счету, такие школы для несовершеннолетних шпионов являлись секретными объектами и проникнуть туда было практически невозможно.
К тому же, все в тех же целях конспирации, школы меняли свое месторасположение. Так, школа в Витебске за год изменила дислокацию несколько раз. То есть немцы делали все, чтобы об этих школах не узнали партизаны, отметил собеседник.
Сроки и "дисциплины"
Согласно имеющимся в архиве данным, школы для подготовки детей-диверсантов существовали в Шумилино, Городке, Сенно, Борисове, Минске, Витебске, в Бегомле и в ряде других населенных пунктов БССР.
"Количество обучаемых разнилось. Это были и небольшие наборы – по 10-15 подростков, но были и школы, где одновременно обучалось более 100 человек. Сроки обучения также отличались, это зависело от того ведомства, той немецкой спецслужбы, которая курировала школу, но в среднем 1-2 месяца", – рассказал историк.
Из дисциплин присутствовали ориентировка на местности, сбор разведданных, картографирование, чтобы можно было сделать привязку к карте. Также детей учили обращаться со взрывчатыми, химическими веществами и со стрелковым оружием.
Святослав Кулинок уточнил, что если изначально нацисты использовали детей как разведчиков, то в 1942-43 годах – как диверсантов.
"Им дают отравляющие вещества, взрывные вещества. Они должны внедриться в партизанский отряд", – пояснил собеседник.
Нацисты делали большую ставку на детей потому, что ребенку легче составить легенду и ему трудно не верить, трудно не пожалеть.
"Ребенок мог сказать, что бежал из лагеря, что спасся во время карательной операции, в которой погибли все его родные. Естественно, сам по себе ребенок вызывает жалость и таких легче брали в партизанский отряд", – отметил историк.
Локальные успехи
Однако, продолжил собеседник, планы нацистов по использованию детей в своих целях не увенчались успехом – эффект от такой деятельности оказался крайне низким.
"Я во всяком случае в документах не встречал фактов, когда дети-диверсанты провели какие-то серьезные диверсии – к примеру, против командования партизанских отрядов", – сказал он.
Если и были успехи, то локальные, и касались они разведки.
"Есть примеры, когда дети-разведчики, прошедшие эти спецшколы, могли получать ценную информацию о расположении партизанских отрядов, бригад, систем постов, командования и сообщали об этом своим немецким кураторам", – добавил историк.
Сломанные судьбы
Святослав Кулинок отметил, что судьба детей-диверсантов при их разоблачении была крайне трагической.
"Если их забрасывали в немецкий тыл либо в части Красной Армии, то шанс выжить еще был. В отсутствие серьезных преступлений за ребенком, если он не совершил никаких диверсий, ему давали 15 или 25 лет, потом могли по амнистии отпустить", – рассказал он.
Что касается партизанских отрядов, то как свидетельствуют архивные документы, 99 процентов разоблаченной детской агентуры расстреливалось.
"Я встречал документы, когда детей отпускали: провели разъяснительную работу и отпустили. Но это единичные случаи. В основном таких агентов нацистов расстреливали. Это было вызвано объективной необходимостью – такого ребенка надо охранять, сторожить, кормить, а в условиях, когда в партизанских отрядах были очень большие семейные лагеря, а потенциальный диверсант все время рядом, никто не хотел рисковать", – пояснил собеседник.
По его словам, иногда исключения делались, если юный агент нацистов был особым выпускником разведшколы либо имел особо ценные сведения. Тогда его переправляли на большую землю самолетом в распоряжение органов госбезопасности.
Протокол допроса агента гестапо
Святослав Кулинок показал Sputnik протокол допроса разоблаченного малолетнего агента гестапо. Ранее этот архивный документ не демонстрировался.
"Это протокол допроса Константина Мандрика 1933 года рождения, который был завербован и прошел обучение в слуцкой разведывательно-диверсионной школе. Во время допроса он рассказал о том, как был завербован, какие преподавали дисциплины, какие ставились задачи агентам", – показывает документы замдиректора Национального архива Беларуси.
На пожелтевшем от времени протоколе допроса, написанном чернилами от руки, можно прочитать вопросы, которые задавал Мандрику следователь. Завербованный и обученный нацистами юный диверсант рассказал, что в слуцкой диверсионной школе был сделан упор в первую очередь на разведку. Дети-шпионы, подготовленные гестапо, выполняли задания, связанные с расположением партизанских отрядов, узнавали данные о вооружении, имевшемся у партизан. На допросе подросток также сообщил, что вместе с ним в Копыльский район для разведки и диверсий было заброшено около 30 детей и подростков, выпускников диверсионной школы.
По показаниям Мандрика, эти дети под видом пастухов и воспитанников детского дома разошлись по всем лесам для разведывательной и диверсионной деятельности.
В Национальном архиве Беларуси есть и другие документы о шпионских школах для детей, организованных немецкими спецслужбами в годы ВОВ на оккупированной территории БССР.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!