Машин много, россиян почти нет: чем живет минский рынок "бэушки"

Как поменялись предпочтения белорусов и цены на машины, что с российскими покупателями и как в целом ощущает себя вторичный автомобильный рынок Минска – в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
За последние несколько месяцев на отечественном авторынке произошло много изменений. Особенно они касаются тех, кто занимается привозом автомобилей из Европы в Беларусь с целью продажи. Для таких дилеров с 1 апреля значительно выросли ставки утилизационного сбора. И это не самое страшное.
Еще сильнее ударить по кошелькам импортеров, а в конечном итоге по расходам обычных потребителей призваны ограничения соседних с Беларусью западных государств. В конце марта Польша, а вслед за ней Латвия и Литва перестали пускать в нашу страну автомобили с объемами двигателя больше 1,9 литра, а также те, что дороже 50 тысяч евро.
Параллельно российские власти ужесточили контроль над оплатой ввозных пошлин, что поставило палки в колеса предприимчивым белорусам, которые ранее могли заработать на импорте машин из ЕС для жителей России.
Как авторынок отреагировал на эти ограничения, какие "бэушные" машины сейчас предпочитают белорусы и что с ценами, узнал Sputnik.

Заполненная Малиновка

Обстановка на самом известном столичном автомобильном рынке в Малиновке в пятницу в первой половине дня вялотекущая. Продавцы то и дело зовут друг друга на кофе и на перекур: клиентов нет.
"Это в выходной день здесь движ и иногда по пятницам. Но сегодня погода не айс, народа не будет", – сетует на резко нахлынувший дождь один из продавцов автокомиса, на рынке он и его партнер торгуют несколькими бюджетными и не очень иномарками.
Последние два года дефицит на первичном рынке с лихвой компенсировала вторичка. И этой весной объем предложения в сегменте подержанных автомобилей, кажется, стал как никогда большим.
Свободных мест на площадке в Малиновке почти не осталось. Среди представленных легковушек в основном "европейцы" последних годов выпуска – только пригнанные из Франции, Германии, Швейцарии, Литвы. Есть в этом потоке и "американцы" – преимущественно "Форды" и "Шевроле".
Менеджер, который только что эмоционально обругал дождь, соглашается рассказать, как обстоят дела на рынке в последнее время.
"Практически так же, как было полгода назад, никаких резких изменений. Все марки машин интересны, это зависит от клиента – каким бюджетом он располагает. У нас, допустим, на стоянке есть машина от $1500, а есть за $65000. Берут и те, и те. Продаем, когда продается", – емко поясняет мужчина.

Временные трудности

Наблюдения подтверждают слова продавца: основной товар на рынке – авто, привезенные из ЕС еще до вступления в силу последних западных ограничений. Сложившуюся ситуацию он комментирует так: "ничего страшного, всегда так было, все растусуется".

"Это временные трудности. Нас никогда ничего не останавливало, никакие барьеры. Логистика поменяется, ну немножко станут дороже (автомобили – Sputnik), ничего страшного. В любом случае ничего не подешевеет – ни хлеб, ни мясо, ни вода. Точно также с автомобилями", – менеджер настроен философски.

По его словам, основные покупатели сейчас – белорусы. Россиян после вступления в силу первоапрельского барьера стало совсем мало.
"Понятно, что у них сейчас изменения в законодательстве произошли – это останавливает людей. Россияне приезжают, смотрят машины, но пока я не видел, чтобы что-то покупали", – констатирует собеседник.

Выходим из спячки

Сотрудник другой автокомиссионки считает, что рынок уже окончательно проснулся после зимней спячки, но вместе с тем не скрывает, что хотелось бы большей динамики.
"Белорусы активизировались сейчас, очень много на прошлой неделе продаж было белорусам. Сезон как никак начинается", – говорит продавец.
Цены, по его словам, за последние полгода не поменялись, а самый ходовой товар сейчас – автомобили за 20-30 тысяч долларов.
"Вот там стоит Ford за 10 тысяч долларов, а вон там Lincoln Navigator почти под 100 тысяч. Есть еще BMW Х7 у нас, тоже 100 с чем-то "косарей". Разный сегмент машин. Но средние – 20-30 тысяч, это новые из Европы, – продолжает он и рассказывает про нынешние предпочтения белорусов на вторичном рынке. – Очень хорошо берут "французов" – кроссоверы Peugeot 3008 и 5008, седаны 308, универсалы 508, Citroen C5 Aircross. Немцы уже чуть подороже".

До 10 тысяч долларов

Бюджетного сегмента на вторичном рынке в последние годы стало больше. Одна часть водительского "населения" страны избавляется от своих раритетов, чтобы купить машины посвежее – так и крутится беспрерывно колесо автомобильной сансары.
Но покупать старенькие легковушки, окончательно не отработавшие свой ресурс, люди не торопятся. А потому на площадке в Малиновке они простаивают месяцами, некоторые – и того больше.
Хмурый, как погода в последние дни, продавец одного из рыночных павильонов отказался рассказать, какие бюджетные экземпляры пользуются спросом (и пользуются ли вообще), поэтому пришлось рассматривать ассортимент самостоятельно.
До 10 тысяч долларов на рынке вполне реально приобрести не только "десятилетку", но и относительно свежую малолитражку. К примеру, Lada Granta в максимальной комплектации 2019 года (пробег не указан) обойдется в $6950. "Китаец" Lifan Х60 2018 года чуть выходит за обозначенные ценовые рамки – $10950. Но торг, как говорится, уместен.
Есть несколько более древних вариантов: дизельный Opel Astra 2012 года – $8450. За такие же деньги можно купить бензиновый Kia Rio 2013 года. Популярные у белорусов Citroen C4 2013 года выпуска, а также Volkswagen Golf 2012 года и Skoda Octavia 2010 года выставлены за 8950 долларов.
Востребованные на первичном рынке автомобили Geely отечественной сборки на "вторичке" не представлены (во всяком случае нами замечены не были).
"Мы ни разу не сталкивались с этими автомобилями здесь, не продавали. Есть Volkswagen Polo, Lada Vesta, но Geely – нет. Лично у нас ни разу не продавались", – обращает внимание менеджер одного из автокомисов.
"Электричек" на рынке нет от слова совсем. Если год назад в Малиновке реально было найти Nissan Leaf или Tesla Model 3 по бросовой цене, то сейчас этот сегмент плотно заняли "официалы", которые ввозят в Беларусь десятки моделей многоликого китайского автопрома.

Опасения имеются

В конце прошлого года Беларусь заняла третье место среди стран, экспортирующих в Россию подержанные автомобили. По оценкам некоторых экспертов, более 50% бывших в употреблении легковых машин ввозилось в РФ в режиме реэкспорта.
Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода заявляет: говорить сейчас о каких-то численных показателях после введения в РФ нового закона о доплате таможенных пошлин преждевременно.
На авторынке в Малиновке
"Но, безусловно, оценивая суммы доплат – а речь идет о доплатах кратных – я думаю, что введение этого барьера существенно скажется на объеме реэкспорта через Беларусь в Российскую Федерацию", – предполагает эксперт.
В этом контексте председатель правления БАА выразил определенную настороженность, что импортируемые по неорганизованным каналам ввоза автомобили (в первую очередь физлицами) в ближайшее время будут массово поступать на внутренний рынок и усиливать конкуренцию новым легковушкам – прежде всего производимым в республике Geely и BelGee.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!