Авиационная группа высшего пилотажа была создана еще в мае 1989 года, когда на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители Су-27. Окончательно состав пилотажной группы из шести самолетов был сформирован в начале 1991 года, а днем рождения "Русских витязей" стало 5 апреля 1991-го.
"Витязи" стали первой (и единственной в мире) пилотажной командой, выполняющей фигуры группового пилотажа на тяжелых истребителях, которые к тому же являются серийными образцами.
Уже четыре месяца спустя после создания, 24 августа 1991 года, пилотажная группа выступила за рубежом – на первом польском авиашоу в Познани. А в сентябре "Русские витязи" отправились в Великобританию в качестве гостей пилотажной эскадрильи "Красные стрелы" Королевских ВВС Великобритании. Группа приняла участие в авиашоу в Лукарсе, а также прошла строем над резиденцией королевы в Шотландии.
Череда успешных выступлений была трагически прервана в декабре 1995-го: во время очередного авиасалона в Малайзии при заходе на посадку на аэродром Камрань для дозаправки три истребителя "Русских витязей" врезались в скрытую туманом гору. Погибли четыре летчика: Борис Григорьев, Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой.
За трагедией последовал перерыв в выступлениях.
В 2004 году в комплекс показов включили совместный полет пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи": девять самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" (за очертания и уникальность его называют "кубинский бриллиант") выполняют полный комплекс фигур высшего пилотажа, ведущий – Игорь Ткаченко. Сам по себе такой показ стал мировым рекордом в истории авиации.
За два дня до МАКСа-2009 во время тренировочного полета трагически погиб командир 237 ЦПАТ, ведущий летчик "Русских витязей" Игорь Ткаченко. Указом Президента России ему было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Сейчас пилотажная группа располагает тремя типами самолетов – Су-27, Су-30СМ и Су-35С, последние – новейшие российские многофункциональные сверхманевренные истребители.
"Русские витязи" – неизменные участники всех российских и многих зарубежных авиасалонов, они выполняют групповой высший пилотаж в составе девяти самолетов совместно со "Стрижи", групповой высший пилотаж в составе шести самолетов, встречный пилотаж, одиночный высший пилотаж на предельных режимах.
Расстояние между кончиками крыльев самолетов при групповом пилотаже составляет 1 метр, при построении "плотной строй" – менее метра. При выполнении пилотажа все летчики смотрят только на самолет ведущего. Они держат одну плоскость, ориентируясь только на него.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!