Причем, как утверждает колумнист Sputnik Руслан Васильев, странные впечатления оставила не только сама баталия, в которой наша сборная оказалась очевидно слабее, но и послематчевые реакции медиа АБФФ, согласно которым белорусы якобы ни в чем не уступали соперникам. Однако обо всем по порядку.
Для чего нужны спарринги?
Это очень хороший вопрос, причем ни в коем случае его нельзя считать риторическим: ответ "нужны, потому что нужны" – не проходит. Я могу с легкостью привести мнения целого ряда весьма авторитетных специалистов, которые сомневаются в целесообразности проведения товарищеских матчей в отрыве от подготовки к конкретному турниру. Они считают такие "висящие в безвоздушном пространстве" спарринги пустой тратой времени, немотивированно отвлекающей футболистов от их клубных обязанностей.
Между тем официальные баталии – групповой турнир Лиги наций – ждут подопечных Алоса только осенью. Так что нынешние весенние репетиции, как и предстоящие летние, при всем желании никак нельзя назвать "генеральными прогонами".
Впрочем, разумеется, есть и другое мнение, причем не менее авторитетное: польза от любого спарринга есть – и большая. Она читается даже в императиве такого знаменитого болельщика, как Константин Станиславский: "Организуй самого себя. Научись трудное делать привычным, привычное — легким, и легкое – прекрасным".
Золотые слова, которым должны следовать не только творчески настроенные театральные режиссеры и актеры, но и футбольные тренеры. И вот возьмите реалии сборной Черногории, на чьем капитанском мостике впервые оказался легендарный югославский футболист Роберт Просинечки.
Сам наставник на послематчевой пресс-конференции, не растекаясь мыслью по древу, скромно заметил: "Это наш первый матч при другой системе, с новым видением". Также Просинечки сказал и такие слова: "Мы доминировали, владели мячом. У нас было несколько неординарных действий".
Что ж, Бобби не соврал. Так все и было в действительности, о чем гораздо красноречивее поведал автор второго мяча в ворота белорусов Никол Крстович: "Мы сыграли так, как потребовал тренер в первый день сбора: действовать как можно красивее и диктовать тот ритм, который нам подходит. Сегодня мы с самого начала настроили свою игру, владели мячом больше, чем обычно". И, разумеется, форвард соперника пережил счастливый миг, когда после изящного розыгрыша партнеров с метра отправил мяч в сетку: "Это самые сладкие голы! Мои товарищи по команде своими феноменальными действиями, сделали все, чтобы я отличился".
Как бы не было досадно, но я вынужден согласиться с Крстовичем: на самом деле красивый гол. Впрочем, и "первая штучка" вышла у черногорцев на загляденье. Можно и нужно завидовать, заодно задаваясь вопросом: а чего хотел добиться и чего добился в Анталье наш сеньор Алос? Если, конечно, исключить возможность поручкаться с самим Просинечки, что для малоизвестного каталонца априори большая честь?
Белорусский эксперимент
Он тоже случился, о чем, правда, рассказал не тренер Алос, а опорный хавбек Яблонский, причем в режиме констатации: "У нас была новая схема". Вот и вся информация из лагеря "белых крыльев", что заставляет "жить своим умом".
Итак, с первых минут белорусы не претендовали на владение мячом и предельно пассивно выстроили три линии редутов. Пять защитников – три центральных и по одному на каждом из флангов – оборонялись ближе всего к воротам Павлюченко. Вторая линия отличалась змеиной гибкостью, структурно видоизменяясь в зависимости от того, в какой точке поля находился мяч. Ее составляли опорные хавбеки Яблонский и Капленко, плюс сдвинутые ближе к флангам Эбонг и Карпицкий. Наконец, третья линия – это гренадер-форвард Лаптев, что тоже был нагружен разрушительными функциями.
Если честно, никакого нового слова в тактике Алос, естественно, не сказал. Заезженная зонно-линейная схема, которую можно обозначить, как 5-4-1. Или при желании детализировать – 5-2-2-1. Но вот что мне категорически не понравилось. Во-первых, наша пассивность в дебюте. Разумеется, я не был на установке и не знаю, как Алос объяснял суть задач футболистам. Возможно, они его не поняли, не услышали. Но увиденное крайне разочаровало. Не только меня, но и самого каталонца: "Первые 20 минут мы входили в игру". Не слишком ли много, сеньор? Тем паче, что правильная цифра – 30 минут.
Во-вторых, даже при такой концентрации на разрушении чужих замыслов – и количественной, и ментальной – черногорцы комбинационным футболом все равно стали разрывать нашу оборону, вынудив Эбонга и Карповича совершить роковые промахи.
Эбонг обрезался в центре поля, не совладав с обработкой мяча: наказание последовало немедленно. Быстрая атака, и Павлюченко, ранее потянувший несколько мячей, уже не спас партнеров. Карпович совершил еще более "страшное" по нынешним временам преступление – после единоборств у бровки, замер, переводя дух, чем и сломал пресловутую "линию", создал глубину атаки, чем блестяще воспользовался соперник.
Такие вот дела, заставившие вспомнить новогоднюю кинокомедию "Чародеи", в которой болельщик Валентин Гафт, исполнивший роль Аполлона Сатанеева говорил: "Многое еще не доработано… Многое не доработано!"
Однако есть ведь еще спарринг 26 марта на Мальте – вот и доработаем! Но обратите внимание на слова Алоса: "К каждой игре мы готовимся по-разному. Теперь будем разбирать сборную Мальты. Отмечу, что в составе черногорцев было много техничных парней, так что с ними нужно было играть по-своему. Мальта – совсем другой соперник. Будем к ней готовиться".
Перевожу с тренерских иносказаний на нормальный язык: своего лица у белорусской сборной нет. По-прежнему подстраиваемся под каждого конкретного соперника, что есть привычный удел, мягко говоря, не самых амбициозных наставников и не самых серьезных команд. Глобальное разочарование. Усиленное еще и тем, что отсутствие лица постарались компенсировать на медийном уровне риторическими ухищрениями, чья цель – не проиграть на словах уже проигранный на футбольном поле матч.
Отсюда ввертывание в вопросы тренеру и игрокам голословных утверждений: "мы ведь ни в чем не уступали", "мы создали не меньше голевых моментов" и так далее. Все эти реабилитирующие заходы не соответствуют действительности: Черногория выиграла заслуженно, создав больше остроты у ворот Павлюченко.
Другое дело, что, пропустив первую "плюху", белорусы встряхнулись, избавившись от пассивности. До перерыва (согласен с Алосом) мы создали два-три момента. Так, Лаптев пусть под острым углом, но выскочил на оперативный простор, проиграв дуэль голкиперу. Однако Денис моментально стал закоперщиком следующей атакующей волны, на чьем валу уже Эбонг пообщался тет-а-тет с вратарем черногорцев, вывалившись на это рандеву по центру. К сожалению, Макс пробил плохо – в грудь визави. Плюс тот же Эбонг имел еще один шанс, но опять-таки его подвело исполнение.
Во втором тайме голевой момент не использовал вышедший на замену Морозов (дежавю ситуации из недавнего матча чемпионата Португалии, где форвард защищает цвета "Ароки" – очень схожая ситуация с тем же незадачливым ударом мимо ворот). Кроме того, белорусы не реализовали пенальти. Но тут надо сказать, что повод для его назначения бесконечно удивил – судья высосал из пальца наказание черногорцам.
Поэтому не удивительно, что размочить счет белорусы так и не сумели. Как любит говорить Эдуард Малофеев: бог – не Тимошка, видит немножко. Голкипер Черногории парировал и удар Эбонга с "точки", и добивание Карповича.
В итоге сухое фиаско в странном "товарняке", чей ход дал понять: стратегические подходы Алоса небезупречны. Белорусская сборная изначально может играть смелее, а значит, и лучше, и успешнее.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!