Правительство Беларуси накануне определило новые размеры утильсбора, который оплачивается при ввозе транспортного средства в республику из-за границы. Если коротко: для физических лиц ничего не меняется, для юрлиц – то есть для дилеров-импортеров и прочих субъектов хозяйствования – ставки выросли в два-три раза.
Планируется, что они заработают с 31 марта 2024 года.
По мнению экспертов, повышение цен в любом случае затронет конечных потребителей – простых белорусских автомобилистов. Подробнее о том, какие машины подорожают вследствие увеличения утильсбора, Sputnik поговорил с председателем правления Автомобильной ассоциации "БАА" Сергеем Вариводой.
Белорусский автопром может спать спокойно
Все продаваемые в Беларуси автомобили можно разделить на три группы. Первая – она же самая масштабная – это отечественные машины Geely и BelGee, которые производятся на заводе "БелДЖИ". В прошлом году 72% рынка занимали именно эти автомобили. Естественно, повышение ставок утильсбора на них никак не влияет.
Вторая категория – легковушки, импортируемые из стран ЕАЭС, в первую очередь из России и немного из Казахстана. Для них ставка утильсбора остается на прежнем уровне – 544,5 рублей за автомобили до трех лет и 816,7 рублей за машины, с момента выпуска которых прошло более трех лет.
И третья группа – автомобили из Китая и других стран, находящихся за пределами Таможенного союза. По итогам прошлого года этот сегмент занимал порядка 20-25% общего объема дилерских продаж.
"Для импортеров, безусловно, произойдет прямой рост издержек и соответственно цен на реализуемые автомобили", - отмечает Варивода.
Это что касается рынка официальных продаж. Однако большой объем машин импортируется в республику физическими лицами, а также различными автохаусами. Многие из них ввозят автомобили из-за пределов Таможенного союза. И если для физических лиц ставка утильсбора не поменялась, то для компаний она выросла так же, как и в случае с официальными поставщиками.
Электрокары и гибриды
Эксперт обращает внимание на то, что правительство определило низкие ставки утильсбора для электромобилей и последовательных гибридов. Последние и вовсе приравняли к "электричкам".
"Что же касается иных гибридов – подзаряжаемых, параллельных и так далее – то здесь ставки будут плясать. Льготы сохраняются только при ввозе из России. Если из Китая – а таких на рынок поступает сегодня много – то ставки по таким гибридам выросли, как и для автомобилей с ДВС", - поясняет председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации.
Пикапы
Сергей Варивода говорит об еще одном важном сегменте рынка – категории транспортных средств N. К ней относятся грузовые автомобили, легкий коммерческий транспорт, в том числе популярные у рыбаков, охотников, фермеров и многих организаций пикапы (N1).
"Такие автомобили в стране не производятся, и причины такого решения правительства (повышение ставок утильсбора в отношении этой категории – Sputnik) не совсем понятны", - подчеркивает собеседник.
Единственным пикапом, который белорусы дешево смогут привезти в страну, будет УАЗ.
Защитить отечественный рынок
По его словам, утилизационный сбор - мера хоть и экологическая, но в некоторой степени является заградительной пошлиной, которая призвана защитить интересы национального автопрома.
"Чтобы развивались такие предприятия, как "БелДЖИ", а рынок не заваливали китайскими автомобилями, которые ввозятся в режиме чистого импорта", - добавляет Варивода.
На заводе БелДЖИ, архивное фото
© Sputnik / Виктор Толочко
Что будет с ценами?
Повышение цен за счет ставок утильсбора рано или поздно будет включено в розничную стоимость, считает председатель правления БАА. Однако этот процесс может занять какое-то время – два-три месяца.
"Рано или поздно любые затраты в полном объеме включаются в цену. В конечном итоге за все заплатит потребитель", - констатирует он.
Вместе с тем, нужно понимать, что автомобильный рынок имеет много игроков, каналов ввоза, схем поставки – все взаимосвязано. И когда кто-то из участников этого большого процесса поднимает цены – в данном случае их поднимут импортеры, поставляющие автомобили из-за пределов Таможенного союза – безусловно, у всех остальных (в том числе у отечественного автопроизводителя) возникает искушение тоже задрать ценник. Несмотря на то, что их затраты не выросли.
"В сухом остатке повышение цен в одном из сегментов с высокой долей вероятности приведет к повышению цен и на других сегментах. То есть в целом на всем рынке легковых автомобилей", - резюмирует Сергей Варивода.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!