Откровенно слабая, на мой взгляд, режиссерская работа Михаила Локшина, обусловлена тем, что он замахнулся на нечто большее, чем экранизация романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Под малозначительной ремаркой "по мотивам романа" скрывается желание режиссера снять фильм о самом Булгакове. Можно ли это сделать? По моему мнению, да. Но для этого нужно прочитать не только все произведения Михаила Булгакова, но и понять его самого и время, в котором он жил. С этим у Локшина получился полный конфуз.
Но главным вопросом остался тот же, что и был главным после первого появления "Мастера и Маргариты" в печати. Кто был прототипом Воланда? Ведь первое название романа, который Булгаков начал писать в 1928 году и рукопись которого он сжег спустя два года, было "Воланд".
Булгаков
Представление многих о Михаиле Булгакове ограничивается тем, что жил такой писатель в Москве, писал гениальные произведения, его пьесы ставились во МХАТе. Женой его была Елена Сергеевна, которая стала прототипом героини главного его романа "Мастер и Маргарита".
О Булгакове-человеке наиболее полные воспоминания оставил писатель Константин Паустовский – они учились вместе в киевской гимназии и оба присутствовали на приеме в честь Николая II в Киевском театре, на котором был убит Петр Столыпин. Булгаков был главным дебоширом и организатором массовых драк "стенка на стенку", которые устраивались в гимназии раз в год по осени, между "разночинцами" и "оболтусами" – детьми киевской элиты того времени. Булгаков сам придумал себе кодекс чести, которому следовал всю свою жизнь.
Его увлечение мистикой началось во время Первой мировой войны, когда он работал хирургом в военном госпитале в Барановичах. По медицинским показаниям ему было предписано принимать наркотики. Из-за этого у него не было детей: по его настоянию его первая жена сделала аборт – Булгаков боялся появления уродливого потомства.
Время Воланда
С легкой руки булгаковеда Мариэтты Чудаковой до сих пор бытует мнение, что прототипом Воланда был Сталин. Булгаковед Александр Эткинд спорит с ней, он говорит о том, что Сталин не мог быть прототипом Воланда по той причине, что был скучным человеком.
Но можно ли назвать Сталина скучным человеком? Он 15 раз приходил во МХАТ смотреть "Дни Турбиных" Булгакова, любил симфоническую музыку.
Как писал в своих мемуарах бывший Секретарь ЦК КПСС Валентин Фалин, который работал в партийных органах от Сталина до Горбачева, однажды Сталин слушал трансляцию по радио, снял трубку и позвонил председателю Радиокомитета СССР Кафтанову с вопросом: почему оркестром дирижирует не его любимый дирижер Евгений Мравинский. Много ли сегодня профессиональных музыкантов, которые на слух по записи могут назвать дирижера оркестра, исполняющего музыку, – а тем более политиков?
В другом произведении Булгакова, "Собачьем сердце", есть удивительный диалог по телефону с высоким партийным пациентом – на самом деле это разговор Булгакова со Сталиным, когда тот позвонил ему домой. Они понимали друг друга, может быть потому, что оба знали цену мистическому. Во всяком случае вождь всех времен и народов не дал тронуть писателя.
В широком смысле СССР того времени – это время Воланда, черты которого были присущи многим людям той эпохи. Мы находим их и у главного героя романа – Мастера. Эти же черты присущи и Маргарите, прототипом которой стала жена Булгакова Елена Сергеевна.
В плане мистического чувства в обычной жизни Елена Сергеевна вообще выше всех. Жившая в достатке московская светская львица в конце 1920-х годов принимает решение бросить мужа – генерала Шиловского, отказаться от сына и уйти к неизвестному Булгакову, который еще ко всему прочему был женат.
И этому браку не могло помешать ничто, в том числе и возникший в 1939 году роман Елены Сергеевны с советским маршалом от литературы Александром Фадеевым. Она сразу разгадала в Булгакове, что он для нее – путь в бессмертие.
Булгаков предсказал, что после его смерти она станет почитаемой вдовой известного писателя, которую будут уговаривать прочитать лекцию о нем. Предсказал он и последний полный прожитый год своей жизни – 1939-й. И свои похороны, когда его гроб, вынося из квартиры, стукнут о стену, спуская по лестнице.
Буллит или Ленин?
Гипотеза Александра Эткинда о том, что прототипом Воланда был первый американский посол в СССР Уильям Буллит несколько обескураживает. При этом логика рассуждений Эткинда понятна и убедительна.
Буллит хорошо знал Советский Союз, был связующим звеном между американским президентом Вудро Вильсоном и Владимиром Лениным после прихода к власти большевиков. Его первая встреча с Лениным произошла в начале Гражданской войны в 1918 году, когда он приехал от Вильсона с вопросом, кто будет представлять бывшую Российскую империю на Парижской мирной конференции, на которой предполагалось подвести итоги Первой мировой войны.
В то время определиться с тем, кто контролирует территорию бывшей Российской империи было невозможно – шла Гражданская война. Ленин предложил Вильсону через Буллита пригласить и признать всех лидеров противоборствующих сторон, которые контролировали какую-либо территорию.
Вильсону эта идея понравилась, но только в той части, которая касалась раздела территории России, но не участия ее представителей в Парижской конференции. Он поручил Буллиту подготовить проект раздела территории России на 23 отдельных государства и провести отдельную конференцию в Осло. Буллит согласовал этот вопрос с Лениным и получил согласие. Более того, Ленин согласовал этот вопрос с ЦИК. Есть карта, подписанная Лениным, с границами территорий новых государств.
Уильям Буллит дружил с Булгаковым семьями, приглашал Булгакова с Еленой Сергеевной в особняк в Торово, сам был желанным гостем в Лаврентьевском переулке у Булгаковых.
На основании всего этого Эткинд предполагает, что прототипом Воланда был Буллит – человек, который в начале прошлого века мог изменить всю мировую историю.
Для меня это аргумент спорный. Здесь нет фигуры Ленина, которой Булгаков, как человек склонный к мистике и психоанализу, не мог не поинтересоваться у Буллита.
Ленин для своего времени был феноменальным политическим практиком, абсолютным интуитом. Он понимал, что в политике нет ничего постоянного. Самый яркий пример – Брестский мир. Все были против переговоров с немцами и только Ленин за. Кто оказался в итоге прав?
В условиях Гражданской войны, когда ясности в победе той или иной силы не было ни у кого, любой подписанный до этого документ для него был не более чем протоколом о намерениях или возможностью с выгодой для себя затянуть время и усыпить противника.
Мао Цзэдун в своих мемуарах определил этот политический стиль емко и коротко: "Винтовка рождает власть". Все решается армиями на полях сражений. Для кого-то это звучит цинично, для меня это естественный политический прагматизм, на котором стоит человечество много веков если не тысячелетий. В реальной политике Ленин переиграл не только Буллита, но и Вильсона и оказался прав.
Логика рассуждений Александра Эткинда выглядит привлекательно, но с его выводом сложно согласиться. Его мнение о Буллите основывается, на мой взгляд, на личных симпатиях к талантливому дипломату и неординарному человеку. Но для прототипа Воланда Уильям Буллит мелковат.
Мог ли Ленин стать прототипом Воланда для Булгакова, который с ним не был лично знаком? Вполне. Во всех своих произведениях Булгаков обходит фигуру Ленина. Мне думается, что причина этого только одна – для Булгакова, который был мистиком экстра-класса, Ленин был сакральной фигурой, которую он берег для персонажа Воланда. Для Булгакова Воланд – это не только зло, но и момент истины, с которого начинается новая жизнь. Зло в своем финале чаще всего оказывается созидательным, но для этого нужно время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!