Лизан: еще до АТО стало понятно, что на Украине будет гражданская война

В новейшей истории, как правило, считается, что Евромайдан на Украине стартовал 21 ноября 2013 года. Можно оспаривать эту дату или принимать, но в любом случае тяжелый кризис в стране начался не внезапно.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Десять лет назад на Украине произошел госпереворот, который для части страны обернулся гражданской войной. О том, как это начиналось, корреспонденту Sputnik Беларусь рассказал бывший украинский гражданин, а теперь россиянин – аналитик Иван Лизан.

Начало

Как отмечает собеседник, майданные события – логическое продолжение всей предыдущей политической истории Украины. Если же говорить именно о Евромайдане, то он стал раскручиваться не в ноябре 2013-го, а в октябре. Тогда проходили студенческие протесты.
Еще раньше, в ноябре-декабре 2010 года, был один из предвестников крупного майдана – "Налоговый майдан". Митинги проходили в Киеве и других крупных городах. Частично протестующие добились своего, что стало своеобразным прецедентом.
Прошло примерно полгода, и в 2011-м Украину охватили другие протесты – против пенсионной реформы. Особого успеха протестующие тогда не добились. Закон, подразумевающий поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, был принят.
То есть обстановка накалялась постепенно, а к тому же, к 2013 году назрели серьезные противоречия между элитами, отмечает Иван Лизан. Так, украинские олигархи были недовольны возвышением одной группировки – выходцев из Донецка во главе с Виктором Януковичем.
"Сначала это (Евромайдан – Sputnik) было внутреннее дело Украины. К тому же на первом этапе Евромайдана протесты были в Киеве, а я жил в Одессе на тот момент, и события в Киеве практически никого кроме самих киевлян не затрагивали", - говорит собеседник.
Все изменилось после разгона студенческих протестов, потому что тогда в Киев приехали группы откровенных националистов. Они были настроены радикально и шли на более серьезные столкновения с силовиками, вспоминает Лизан.

Предчувствие

Эксперт отмечает, что именно тогда понял, что "все идет по худшему сценарию".
"1 декабря 2013 года я написал пост в соцсетях о том, что мы летим на всех парах к гражданской войне и к распаду страны. Как видите, это сбылось", - отмечает он.
В 2013 году Иван Лизан учился в аспирантуре в Одессе по специальности "политология". Одновременно с этим работал в медиа-сфере, иногда выступал на телевидении. Во время эфира на одном из одесских каналов Лизан заявил, что Виктор Янукович ведет неправильную политику, которая, в том числе, может плохо закончиться для самого главы государства.
После того как Лизан дал такую оценку, его вызвало университетское начальство и поставило вопрос ребром: журналистика или аспирантура.
"Я тогда определился, но говорить об этом не стал, просто бросил аспирантуру, и меня уже весной 2014 года оттуда отчислили. Аспирантура потеряла всякий смысл. Деньги я уже зарабатывал в журналистике. Да и потом, я бы не смог закончить кандидатскую об украинском парламенте и влиянии на него олигархических групп и прозападных структур в той ситуации по политическим причинам. Университетом управляли "регионалы", а власть в стране взяли "майдановцы", вспоминает собеседник.

Почти война

После того, как в Киеве набрал обороты масштабный Евромайдан, связанное с ним протестное движение стало проникать в регионы. В Одессе сначала это не было заметным явлением. Были небольшие сборища у знаменитого памятника дюку де Ришелье у Потемкинской лестницы.
Как правило, протестующие приходили по пятницам или субботам. Общее число было примерно сто человек, что не так много для города-миллионника. При этом у майдановцев не было постоянного лагеря, вспоминает эксперт.
Когда победил майдан в Киеве, то есть в феврале 2014-го, в Одессе стало появляться и антимайданное движение. Как рассказал Лизан, были и стихийные активисты, и те, кто явно был связан со структурами Януковича. В любом случае у антимайдановцев появилось свое место сбора – Куликово поле (площадь в Одессе).
Сложно сказать, насколько серьезную угрозу для новой киевской власти несла эта "контрреволюция", но из столицы все же решили направить в Одессу своих боевиков. По словам собеседника, это не были отряды с огнестрельным оружием, и все же боевиками их назвать можно, потому что они были настроены явно не на мирные пикеты.
Майдановцы прибыли в Одессу с "трофейными" милицейскими дубинками и щитами, даже с топорами. Именно с такой амуницией они ходили по городу. Более того, эти отряды были усилены местными футбольными хулиганами. Милиция на все это закрывала глаза. Тогда, по словам Лизана, он почувствовал, что до гражданской войны остался один шаг.
На тот момент майдановские "сотни" уже натренировались захватывать областные администрации на западе Украины, говорит эксперт и еще раз подчеркивает, что они были настроены на реальные битвы, а не словесные споры. Видимо, опасались, что верх может взять другая сторона на волне крымских событий.
"Они боялись, что Одесса вслед за Крымом начнет бунтовать уже против майдана. На Донбассе тогда еще известные всем события не набрали оборот, но, опять же, опасность для новой власти была", - считает Лизан.

Отъезд

На взгляд собеседника, большинство одесситов для зарождающейся майданной власти угрозы не представляли. По его ощущениям, примерно 5-10% из них были настроены против Киева и хотели дружить с Россией. Еще 5-10% занимали противоположную позицию. Остальным, которые составляли большинство, было все равно. Людям казалось, что это какие-то киевские разборки, которые Одессы мало касаются.
"Если тогда посмотреть на тот же антимайдан, то в Одессе эти люди могли походить, помитинговать, устроить пикет у польского консульства, призвать Варшаву надавить на Киев, чтобы власть провела референдум о федерализации. А почему Варшава должна надавить?" - рассказывает эксперт.
В любом случае обстановка была нездоровая. Лизан решил уехать из города.
"Я понимал, что ни к чему подобные митинги не приведут. Майдан победил, его власть укрепляет позиции, а "хороводы" по улицам Одессы ничего не изменят. Центр реального противостояния киевской власти сместился в Донбасс, и мне рано или поздно пришлось бы уехать из страны. Чем позже я смог бы это сделать, тем легче и был бы отъезд. То есть он был бы более подготовленными. Следовательно, для меня тогда было лучше поменьше "светиться" в публичных активностях", - поделился собеседник.

Война

Совсем скоро после отъезда Лизана в сельскую местность произошли трагические события в Доме профсоюзов в Одессе, где люди сгорели заживо. Незадолго до этого Киев начал антитеррористическую операцию на Донбассе. Фактически гражданская война уже шла, и были первые человеческие жертвы.
Несогласных с новой властью начали задерживать сотрудники СБУ. Как правило, их обвиняли в посягательстве на территориальную целостность Украины. На самом деле многие просто выступали за нормальные отношения с Россией и отказ от русофобской политики. Конечно, были и люди более радикальных взглядов, но их были единицы, утверждает собеседник.

Языковой конфликт

Эксперт подтвердил, что одним из минусов новой власти стало обострение языкового вопроса. По его словам, изначально очень большая часть населения была русскоязычной. В ту концепцию возникновения Украины, которую сейчас продвигают в стране киевские власти, реальная история ряда территорий не вписывается.
Сейчас пропагандируется версия о том, что современная Украина выросла из казачьего сообщества Запорожской сечи. Однако ни Одесса, ни Донецк, ни другие города и территории никакого отношения к ней не имели. Уж тем более таким районам не была присуща концепция Украины как АнтиРоссии, уверен Лизан.
"Когда я еще учился в университете в Одессе, преподаватели спрашивали, на каком языке им читать лекции. Половина группы кричала об украинском, вторая половина - о русском языке преподавания. Почти всегда преподаватели отдавали предпочтение русскому, хотя к нам приезжало учиться много ребят из украиноязычных областей. Тем не менее, к концу четвертого курса они все прекрасно разговаривали на русском, хотя это им давалось не без труда", - вспоминает собеседник.
Несмотря на широкое распространение русского языка, новая власть в Киеве решила взять курс на почти тотальную украинизацию. По его словам, фильмы в кинотеатрах начали за пару лет до майдана показывать в украинском дубляже.
"Этот дубляж был откровенно хуже русского. Я владею украинским языком, и прекрасно его понимаю, но это было не то. Я не понимал, зачем это сделали", - говорит Лизан.
После победы майдана стали активно украинизировать образование. Русскоязычным это не нравилось. Далеко не все из них были сторонниками вхождения в Россию, но переходить на "мову" они не хотели, но их позицию просто игнорировали, отмечает эксперт.
Сейчас в соцсетях немало видео из Одессы, на которых люди говорят на украинском языке или хотя бы пытаются. Лизан считает, что люди специально переходят на украинский язык в публичной плоскости, чтобы их нельзя было обвинить в симпатиях к России.
"Если ты качаешь права на "мове", тебя заткнуть сложнее. У "нациков" наступает определенный диссонанс. Система распознания "свой/чужой" начинает сбоить. Кроме того, на Украине приняли немало изменений в законодательство. Например, в магазине продавец не имеет права обращаться к тебе по-русски, иначе его оштрафуют. Если эти требования отменят, в Одессе люди быстро перейдут на русский язык", - отмечает собеседник.

Что если бы…

Альтернативная история – это по сути и не история, и все же Иван Лизан ответил на вопрос о том, что было бы, если б Янукович подавил майдан. Он считает, что гражданской войны все равно избежать не удалось бы. Просто АТО начали бы на западе страны, а не на юго-востоке.
"Раскол в стране был неизбежен, а в 2014 году он еще усилился. С каждым электоральным циклом после 1991 года политики его усугубляли. Они противопоставляли запад и восток страны. "Западенцы" считали, что в Донбассе живут исключительно тупые мужланы и бандиты. Донецк считал, что на западе живут исключительно бандеровцы. Единственное, что могло спасти страну – это федерализация, но ее надо было проводить еще в девяностых", - уверен эксперт.
Однако идея федерализации, по его мнению, противоречила интересам любого, кто становился президентом Украины. Всем им хотелось полностью контролировать финансовые потоки в стране, чтобы ни с кем не нужно было делиться.
При этом на Украине существовало два крупных олигархических клана ("донецкие" и "днепропетровские"). Они без конца между собой враждовали. Каждая из групп считала, что рано или поздно удастся полностью захватить власть, обыграв конкурентов. Договариваться они не умели и не желали, предпочитая использовать в борьбе то националистов, то Запад, обращает внимание эксперт.
Запад в свою очередь финансировал огромную сеть НКО, выращивал журналистов и целые СМИ, а также будущих политиков. Янукович незадолго до краха пытался ввести нечто вроде российского института иноагентов, но, как считает аналитик, было уже поздно.

Что дальше

Смутные времена на Украине продолжаются. Иван Лизан, как и многие, не может дать точного ответа, чем все это закончится и когда. Очевидно одно: Запад недооценил устойчивость российской экономики.
По мнению эксперта, слишком переоценены влияние санкций и силы Украины. Все свелось к борьбе на истощение.
"Хотя мы не знаем реального запаса прочности Украины. Понятное дело, что общество там сильно устало, что вера в "перемогу" сменилась тотальной "зрадой". Но время играет в пользу России", - отмечает собеседник.
Очевиден и отток населения из страны. Да, сейчас многим стало намного сложнее выехать. Лизан успел покинуть Украину еще в 2015 году. Немного пожил в России. Затем переехал в ДНР. Долгое время республика оставалась непризнанной, что имело некоторые негативные стороны. Поэтому пришлось снова ехать в Россию, но уже на постоянное место жительства.
Вскоре Лизан получил российский паспорт, и сейчас живет в Приазовье, тоже в приморском городке. Вроде бы не так далеко от Одессы, но посетить последнюю по понятным причинам он не может.
Собеседник уверен, что "Россия точно не проиграет. Это однозначно".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!