Киевский режим неоднократно обвинял Беларусь в вывозе из зоны СВО детей. На деле же девчонки и мальчишки Донбасса законно отдыхают в республике. Совсем другая ситуация складывается на Украине, где несовершеннолетние попросту исчезают.
Sputnik пообщался с главой правозащитной организации "Фонд борьбы с репрессиями" Мирой Тэрада и узнал о судьбе исчезнувших украинских детей.
Информация в международную организацию поступает из разных источников: обращаются пострадавшие, свидетели, коллеги, которые также занимаются правозащитной деятельностью за рубежом.
Тэрада уточняет, что деятельность "Фонда борьбы с репрессиями" ориентирована на работу за рубежом – борьбу с несправедливостью во всем мире. Правозащитники собирают информацию, анализируют, проводят интервью со свидетелями и пострадавшими. Особое внимание уделяется теме пропажи детей с Украины.
Полученную информацию правозащитники рассказывают общественности и уполномоченным органам, включая правоохранительные, а также направляют в различные министерства, международные организации, включая ООН.
Слушания в ООН
Глава правозащитной организации "Фонд борьбы с репрессиями" отметила, что обращений поступает большое количество, как напрямую в Фонд, так и на электронную почту постоянного представительства РФ при ООН.
"Мы взаимодействуем по данной проблеме, успеваем обработать каждое заявление. Неоднократно принимали участие в неформальных заседаниях Совета безопасности ООН, которые проводятся по формуле Аррии (неформальные встречи по инициативе членов ООН, организуемые для обмена мнениями – Sputnik)", – рассказывает Тэрада.
К слушаниям в Фонде готовятся тщательно: стараются максимально предоставить доказательства противоправных действий. Фото, видео, скриншоты, выдержки из публикаций – важны любые сведения.
Правозащитник уточняет, что реакция во время выступлений у представителей западных стран, как правило, одна. Они приходят на мероприятия с подготовленными заранее ответами, хотя не знают, что им будут показывать.
"Представители коллективного Запада зачитывают однотипные ответы, которые зачастую напоминают театр абсурда, потому как не бьются с происходящим. Они не парируют, не аргументируют, а нападают на Россию, обвиняя в сложившейся ситуации, несмотря на то, что проблема торговли людьми имеет корни далеко до начала СВО", – рассказывает Тэрада.
Она обращает внимание на то, что после начала спецоперации, учитывая повестку, представители стран ООН отрабатывают номер, каждый отстаивает свои интересы, наплевав на детей.
"Но я не понимаю, как можно стоять и врать на самой высокой площадке в мире. Либо люди запуганы своей властью, как говорят мои знакомые, Америка превратилась в страну страха. Возможно, эти "говорящие головы" поэтому себя так и ведут", – подчеркивает правозащитница.
Пропажа детей на Украине – система
Тэрада обращает внимание на то, что, по официальным данным Украины, до начала СВО на территории страны каждый год пропадало порядка пяти тысяч детей.
Сейчас ситуация усугубилась. По словам правозащитницы, с начала спецоперации детей вывозили с территории военного конфликта, и участь многих остается неизвестной. Несовершеннолетних отправляют зачастую в третьи страны, где нет официального регистрирования детей-мигрантов из Украины, которые пересекают границу. Речь идет о Польше, Словакии, Испании, Чехии, Великобритании.
Детей усыновляют, либо они находятся в местах временного содержания без попечительства. Нередки случаи и продажи несовершеннолетних.
"Украина – это известный хаб по торговле людьми, наркотиками, оружием, задолго до начала СВО. Киев должен нести ответственность за преступления, которые происходят на территории Украины при участии и покровительстве властей этой страны", – говорит Тэрада.
Исчезнувшие дети из Артемовского района
Одно из нашумевших дел Фонда, которое удалось раскрыть благодаря коллегам из Великобритании и Испании, связано с пропажей 85 детей из специальной школы в Артемовском районе ДНР.
"Детей вывезли через Польшу в Испанию, там их распределили по детским домам, где происходили акты сексуального насилия, принудительные аборты, были там и наркотики. Также братьев и сестер разлучили, что совершенно недопустимо согласно международному законодательству. При переоформлении опеки восемь детей пропали без вести. Притом, когда мы сделали эту историю публичной, сразу получили ответную реакцию", – рассказывает Тэрада.
Социальная служба региона Кастилия-Леон сделала заявление о том, что якобы эти дети достигли совершеннолетия. У Фонда были копии документов об опеке, которые все расставили на свои места. "Притом, это детки с особенностями, они подлежат опеке. И о судьбе этих детей остается только догадываться. Они пропали с лица Земли", – отмечает правозащитник.
Удалось узнать, что часть детей была продана в США через некоммерческую организацию "Ангелы", часть детей была передана в Аргентину в организацию Milagros del corazon. У них был двуязычный сайт (на английском и испанском). Когда возник скандал, они удалили английскую версию, но Фонд сумел восстановить информацию.
"Там было написано, что можно взять ребенка на три-четыре недели за 2,5 тысячи долларов. С этой информацией я обращалась в МИД, правоохранительные органы. Когда стоит фотография ребенка и конкретная сумма – это уже товарно-денежные отношения. Дети становятся товаром и попадают в сексуальное рабство, онлайн-эксплуатацию, закадровую эксплуатацию, их используют для рабского труда, попрошайничества, затягивают для участия в криминальных схемах, продают на органы и так далее", – подчеркивает Тэрада.
Она добавляет, что за рубежом предпочитают усыновлять детей за деньги. Например, в странах, где запрещены однополые браки, пары пытаются в обход местного законодательства купить детей.
Не могут просто пропасть
Задача "Фонда борьбы с репрессиями" – максимально распространить информацию, чтобы как можно больше людей знали о происходящем и были бдительными. Чтобы такие случаи с пропажей детей были исключением, а не системой. К сожалению, пока это невозможно, отмечает Тэрада.
"Перевезти 85 детей незаметно нельзя, но когда их искали, "никто ничего не видел". Местные власти и чиновники определенно знают о происходящем и преступлениям не препятствуют, предпочитая молчать. Они знают о преступлениях, а это пособничество и соучастие. Это и соцслужбы, и пограничники, и чиновники, которые принимают прямое участие в судьбе этих детей", – уточняет глава правозащитной организации "Фонд борьбы с репрессиями".
Отдых детей Донбасса в Беларуси
Дети Донбасса проходят оздоровление и реабилитацию в республике, а их поездки оформляются официально при согласии родителей и опекунов. Тем не менее, киевский режим неоднократно обвинял Беларусь якобы в незаконном вывозе детей из зоны СВО.
На деле же международные организации видят, в каких условиях дети живут в республике, получают отзывы.
"У нас есть подтверждения того, куда дети ездят, что едят, в каких условиях живут. Очевидно, в Беларуси на отдыхе они счастливы, о них заботятся, многие детки на отдыхе впервые. Любая международная организация видит, где и когда о детях заботятся, а когда нет", – добавляет Тэрада.
Она привела в пример случай, когда детей из Украины вывезли в польский лагерь, поселили в спортзале, где они спали на раскладушках, откуда их не выпускали, что попросту недопустимо.
Правозащитник подчеркнула, что лет через 30 нынешние дети станут центрами принятия решений, они вырастут и будут вершить судьбу государства, строить будущее. "Поэтому наша задача – приложить максимум усилий, чтобы дети видели меньше горя и безнравственности, выросли достойными, здоровыми гражданами", – резюмировала она.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!