Григорий жил в деревне Замысловичи Житомирской области вместе с матерью, отцом-инвалидом и дочкой. Призвали его практически сразу в начале СВО. Как ему удалось демобилизоваться, что он ищет в Беларуси, и что бы он сейчас сказал Зеленскому при встрече? Об этом и многом другом – в интервью Sputnik.
За год и три месяца, которые он воевал, как утверждает, с одним "калашом" в руках, русского солдата видел только в бинокль, но при этом ощутил всю мощь артиллерии противника.
Его дед тоже воевал, проливал кровь на территории Беларуси и на Курильских островах во время Второй мировой войны. От этого ему еще обиднее: у его потомков на Украине отняли День победы, памятники и часть истории.
Григорий – один из трех солдат ВСУ, которые были задержаны в Беларуси
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Где вас застала новость о начале СВО?
- Я был дома. Как понял, что началась война? Когда начали летать самолеты над головой и бомбить. Никто тогда не мог предсказать, насколько она затянется и когда закончится. Никто из украинцев не мог поверить в происходящее. Я от себя скажу, что никогда не думал, что такое может случиться вообще.
Мобилизовали меня по телефону. Я был дома. Прозвучал телефонный звонок, у меня спросили, готов ли я мобилизоваться, ответил, что через пару дней смогу выехать.
За два месяца новобранцев учат рыть окопы и пару раз проводят стрельбы
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Через несколько дней снова позвонили, и я прибыл в военкомат. В военкомате нам ничего не говорили.
Сначала поехали в Коростень (город в Житомирской области), где нас посадили в автобус. По дороге узнали, что мы едем в Киев, там нас собрали, выдали форму и отправили на тренировочный полигон под Чернобылем.
- Как вас тренировали? Насколько качественной была подготовка и сколько по времени длилась?
- Пару месяцев нас готовили. Жили в палатках. За это время научили только рыть окопы, бегать по лесу. Пару раз стреляли, вот и все задачи. Мы охраняли дорогу, что идет на Чернобыльскую станцию.
Распиаренных западными СМИ "Джавелинов" Григорий за все время службы не видел
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Сейчас приходит молодежь без подготовки. До первого боя думают, что это стрелялки, как в компьютерных играх, а потом памперсы поменяли и осознали.
Кто сам не хочет воевать – он не будет воевать, это просто идти на убой. Мы шли, потому что не осознавали, что так будет.
- После подготовки в каком населенном пункте вы приступили к первым боевым действиям?
- Впервые воевали под Бахмутом, но тогда это еще не была горячая точка. Это было осенью 2022 года. Нам нужно было держать свои позиции, чтобы мимо нас не прошли. Нас было примерно 60 человек. Все из разных областей, со всей Украины. Из оружия был только автомат Калашникова.
После Бахмута мужчину отправили в село Кутьковка Харьковской области охранять государственную границу
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- А западную технику видели в глаза: "Джавелины", обмундирование европейского образца, современные боеприпасы?
- Нет, мне самому интересно, где это все. Я воевал год и три месяца и за это время кроме автомата ничего в руках не держал. Ну пехоте кроме автомата и пулемета и не нужно ничего. Техника военная необходима, но ее не было, и никто ничего не объяснял. Никого не волновало, чем и как воевать.
- Если верить сводкам и активной волне мобилизации на Украине, людей уже не хватало, тогда как вас уволили в разгар контрнаступления?
- Меня демобилизовали по статье. Есть закон, я просто в начале СВО не знал, что можно, как отец-одиночка, воспитывающий малолетнего ребенка, освободиться от мобилизации. Мне подсказали товарищи, что есть способ вернуться домой к семье. Кто-то увольнялся по уходу за женой-инвалидом, кто-то – по уходу за родителями.
Зеленского бывший военнослужащий вооруженных сил Украины просит прекратить войну
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Если бы у вас была возможность посмотреть в глаза Зеленскому, что бы вы ему сказали?
- Заканчивать надо войну. Вот что я ему бы сказал.
- Как бы вы хотели, чтобы сложилась ваша дальнейшая судьба?
- Я бы хотел спокойной семейной жизни, растить детей, работать. И тишины… (Пауза. Вздыхает.)
Дальнейшая судьба Григория пока неясна, он задержан и проходит проверку
© Sputnik / Татьяна Федоренко
- Если так получится, что вас вернут на родину, что у вас будет в приоритете: снова воевать или тюрьма?
- Лучше сесть в тюрьму. Воевать уже хватит.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!