МИНСК, 27 дек – Sputnik. России необходимо работать в непосредственном окружении гораздо активнее и гибче, взаимодействуя с более широким кругом контрагентов на страновом и внутристрановом уровнях, говорится в аналитическом докладе "Политика России в отношении Мирового большинства", который опубликовал МИД РФ.
"У России в принципе нет и не намечается постоянных союзников – за исключением Беларуси в рамках Союзного государства", - отмечено в докладе.
По мнению его авторов, отношения Москвы со странами ОДКБ носят "партнерский характер, без твердых политических или военных обязательств". То же самое аналитики отмечают по поводу ЕАЭС.
"Повышение эффективности политики России на пространстве бывшего СССР – предмет отдельного исследования", - сделана ремарка в докладе.
ОДКБ и ЕАЭС
Эксперты полагают, что РФ надо работать и с теми, кто находится между собой в конфликтных отношениях на постсоветском пространстве. За пределами ОДКБ и ЕАЭС, согласно докладу, особо важное значение для России имеют Узбекистан и Азербайджан.
Первая страна – крупнейшая в Центральной Азии. Азербайджан – это и непосредственный сосед, и государство, через которое проходит коридор Север-Юг.
Китай
Намного большее внимание, чем бывшему СССР, в докладе уделено КНР.
"С Китаем Россию связывают уникальные отношения стратегического партнерства, которые в отличие от формально союзнических исключают иерархию и жесткие обязательства. В современных условиях КНР и Россия друг для друга — важнейший геополитический, геоэкономический и военно-стратегический ресурс", - подчеркивается в документе.
Аналитики прогнозируют дальнейшее сближение Пекина и Москвы, объясняя это как внутренними потребностями РФ и КНР, так и динамикой российско-американских и китайско-американских отношений. При этом сближение России с Китаем не должно зависеть от отношений КНР и США.
При этом очевидно, что Вашингтон избегает "войны на два фронта" и полагает, что можно нанести поражение Пекину и Москве отдельно.
"…В интересах России и Китая — не допустить реализации этих стратегических планов Вашингтона, навязав ему и Западу в целом противостояние с двумя великими державами сразу", - полагают аналитики.
Сейчас Пекин выигрывает время, чтобы не оказаться в международной изоляции, между тем ресурсы Вашингтона истощаются, а возможности силового воздействия на оппонентов сужаются. Усиление позиций Китая в конфликте со Штатами — это в интересах России, следует из доклада.
Принципиальная разница в стратегиях Китая и РФ касается будущего мироустройства. Москва говорит о замене старого миропорядка на новый, а Пекин стремится к плавной трансформации, но не смене. Одна из причин – важность доступа на рынки ЕС и США.
"Тем не менее возможности для российско-китайского взаимодействия по мировым проблемам очень широки. По мере углубления противостояния между Китаем и Америкой китайские подходы будут смещаться ближе к российским", - сказано в докладе.
Индия
Эксперты считают крайне важными стратегические отношения России с Индией.
"В идеале уровень российско-индийских связей следует довести до уровня, близкого к российско-китайскому. Это серьезный вызов, учитывая крайне сложные отношения этих двух стран друг с другом", - отметили аналитики.
Они уверены, что в интересах России – снижать уровень конфликтности двух азиатских держав. Также необходим стратегический диалог с Индией, в том числе собственная концепция морского измерения Евразии, которая включала бы северный, тихоокеанский и индо-океанский элементы.
Иран и Турция
Эти две страны также входят в список ключевых в концепции внешней политики России, которая предложена в докладе. Аналитики не отрицают, что Турция, как член НАТО, является важным союзником США на уровне своего макрорегиона.
Несмотря на это, Анкара проводит самостоятельный курс, который создает для Москвы возможности в политической, экономической и военной областях. В то же время Турция – это геополитический конкурент России в целом ряде регионов.
В докладе ставится задача: наладить рабочие отношения со всеми значимыми группами турецкой элиты, развивать знания о стране.
Иран, в отличие от Турции, не союзник, а противник США. Более того, против страны введены санкции. Сотрудничество России с Тегераном укрепилось после начала СВО. Иран важен для РФ как военно-технический партнер. Второй аспект – это транспорт и логистика. В этой сфере много изменений. Развитие коридора Север-Юг, проходящего через Иран, стало приоритетом.
В то же время Иран не является легким собеседником. У страны целый ряд претензий к политике РФ как по поводу прошлого, так и настоящего.
В докладе коротко отмечены роли и других государств. Например, сказано, что Сирия – это опорная точка в сердце Ближнего Востока, которую необходимо укреплять и удерживать.
Аналитический документ подготовлен факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и Советом по внешней и оборонной политике, при поддержке Комитета Госдумы РФ по международным делам, журнала "Россия в глобальной политике" и под эгидой Министерства иностранных дел РФ.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!