Из Минска в Олехновичи: как изменилась железная дорога за последние 60 лет

Движение электропоездов региональных линий экономкласса по расписанию для жителей Беларуси – обыденность. Благодаря такому виду транспорта можно доехать до места назначения в течение дня в необходимое время. А начиналось все 7 декабря 1963 года.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Ровно 60 лет назад состоялось торжественное открытие движения электропоездов на первом электрифицированном участке Минск-Пассажирский - Олехновичи. Его протяженность составила 48 километров. Открыл движение начальник дороги Гавриил Котяш.
Корреспондент Sputnik проехался тем же маршрутом и узнал, как изменилась Белорусская железная дорога за столь продолжительное время.

Немного истории

Сейчас доехать в Олехновичи можно практически в любое время, электропоезда ходят каждый день с определенным интервалом. Цена вопроса – 1,82 белорусских рубля. До 1963 года добираться до поселка приходилось по автодорогам, поезда ходили не часто. Машины же в то время были редким явлением. А направление пользовалось популярностью.
БЖД нашла выход и разработала проект электрификации участка, подготовила технико-экономическое обоснование, подобрала кадры.
Будущих специалистов искали по всему Советскому Союзу, привлекли выпускников институтов и техников. Так, в Батумской дорожно-технической школе Закавказской железной дороги подготовили 29 машинистов и 32 помощника.
Первые три состава электропоездов ЭР9 комплектовали в локомотивном депо Горький Приволжской железной дороге и передали в Минск.
В результате Олехновичи стала стыковой станцией двух родов тяги в пригородном движении. Пассажиры, которые ехали в Молодечно, пересаживались там в составы с паровозной тягой. Полностью участок Минск – Молодечно длиной в 78 километров электрифицировали немного позже. Движение электропоездов на нем было открыто 4 декабря 1966 года.
Электричка
Удачный проект дал толчок расширению электрификации железных дорог Беларуси: появились маршруты Минск – Осиповичи, Минск – Пуховичи, Пуховичи – Талька, Столбцы – Минск, Минск – Борисов и многие другие.
Примечателен участок Минск – Олехновичи и тем, что здесь был уложен один из первых бесстыковых путей, что позволило снизить уровень шума от проходящих поездов до 15 децибел и повысить комфортность езды.
Железнодорожные пути

Современность

Попасть в Олехновичи сейчас можно быстро и легко, электропоезда ходят по 15 раз в день. Наш рейс на Олехновичи из Минска отправляется в 10:53.
Средняя скорость в пути – 50 километров в час. Разгоняться быстрее не получается из-за большого количества остановок.
В кабине машиниста кипит работа: помощник получает указания, уточняются нюансы. В дороге нужно контролировать большое число показателей, в том числе, скорость, остановки. Через определенное время – обязательная связь с диспетчером. Концентрация и внимательность – одни из главных качеств машиниста.
Время в пути летит быстро, пейзаж за окном меняется. Ждановичи, Минское море, Радошковичи, Вязынка... Постепенно состав приближается к Олехновичам.

Большая ответственность

Машинист-инструктор моторвагонного депо Минск Александр Соколов рассказывает, что для него Олехновичи – знаковая станция. "7 декабря 1963 года с нее началась электрификация железной дороги Беларуси. В то время машинист Георгий Галкин (ветеран войны и труда) и его помощник Александр Иванов прибыли из Минска и привезли первых пассажиров", – уточняет он.
По словам Соколова, работа машиниста непростая, а в непогоду, особенно зимой, она становится еще сложнее.
Машинист-инструктор моторвагонного депо Минск Александр Соколов
"В дороге всякое бывает, мы учитываем различные факторы: от человеческого до погодного. В целом же профессия машиниста сложная, но интересная. Мы постоянно учимся, каждый месяц – экзамены. Помимо этого, проходим медицинскую комиссию, посещаем технические занятия. Мы постоянно начеку, просто обязаны быть бдительными, ведь ответственные не только за технику, но и за людей, которых везем", – описывает он рабочие будни.
Соколов вспомнил, как в 2011 году в моторвагонное депо Минск прибыли швейцарские составы поездов "Штадлер". Это стало знаковым событием для БЖД.
Пассажирам новые электропоезда пришлись по вкусу – ездить стало еще комфортнее. А уже 10 сентября было открыто регулярное движение поездов городских линий на участке Минск – Ждановичи.
Машинист-инструктор уточняет, что в Беларуси электрифицированные маршруты пользуются огромной популярностью. "Очень много людей постоянно, это направление (молодечненское – SPutnik) востребованное", – добавляет Соколов.

Электрификация продолжается

Исторический путь вместе с корреспондентами Sputnik преодолел и начальник Минской дистанции электроснабжения УП "Минское отделение Белорусской железной дороги" Андрей Русских. В ведении дистанции как раз находятся устройства контактной сети.
Начальник Минской дистанции электроснабжения УП "Минское отделение Белорусской железной дороги" Андрей Русских
Андрей Русских подчеркивает, что БЖД за последние 10 лет сделала многое для электрификации железной дороги. В организации видят как экономические, так и экологические перспективы этого вида транспорта.
Сейчас электрифицировано более 25% от общей протяженности Белорусской магистрали – 1369 километров. И это направление собираются развивать, модернизировать уже существующую инфраструктуру.
"В перспективе, рассматривая участок Минск – Молодечно, собираемся модернизировать контактную сеть на участке Ждановичи – Уша. Уже есть проект, сейчас он проходит экспертизу", – рассказал о планах Русских.
Электрификация – процесс трудоемкий. Работать приходится в условиях непрекращающегося движения поездов. Работники демонтируют старые устройства, после чего идет основной этап строительства.
"Учитывая работы, график движения поездов корректируется, какие-то рейсы отменяются, где-то поезда пускают в обход. Зато после модернизации контактная сеть будет надежная", – резюмирует начальник Минской дистанции электроснабжения.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!