Ровно 60 лет назад состоялось торжественное открытие движения электропоездов на первом электрифицированном участке Минск-Пассажирский - Олехновичи. Его протяженность составила 48 километров. Открыл движение начальник дороги Гавриил Котяш.
Корреспондент Sputnik проехался тем же маршрутом и узнал, как изменилась Белорусская железная дорога за столь продолжительное время.
Немного истории
Сейчас доехать в Олехновичи можно практически в любое время, электропоезда ходят каждый день с определенным интервалом. Цена вопроса – 1,82 белорусских рубля. До 1963 года добираться до поселка приходилось по автодорогам, поезда ходили не часто. Машины же в то время были редким явлением. А направление пользовалось популярностью.
© Sputnik / Александр Жибуль
БЖД нашла выход и разработала проект электрификации участка, подготовила технико-экономическое обоснование, подобрала кадры.
Будущих специалистов искали по всему Советскому Союзу, привлекли выпускников институтов и техников. Так, в Батумской дорожно-технической школе Закавказской железной дороги подготовили 29 машинистов и 32 помощника.
© Sputnik / Александр Жибуль
Первые три состава электропоездов ЭР9 комплектовали в локомотивном депо Горький Приволжской железной дороге и передали в Минск.
В результате Олехновичи стала стыковой станцией двух родов тяги в пригородном движении. Пассажиры, которые ехали в Молодечно, пересаживались там в составы с паровозной тягой. Полностью участок Минск – Молодечно длиной в 78 километров электрифицировали немного позже. Движение электропоездов на нем было открыто 4 декабря 1966 года.
Электричка
© Sputnik / Александр Жибуль
Удачный проект дал толчок расширению электрификации железных дорог Беларуси: появились маршруты Минск – Осиповичи, Минск – Пуховичи, Пуховичи – Талька, Столбцы – Минск, Минск – Борисов и многие другие.
Примечателен участок Минск – Олехновичи и тем, что здесь был уложен один из первых бесстыковых путей, что позволило снизить уровень шума от проходящих поездов до 15 децибел и повысить комфортность езды.
Железнодорожные пути
© Sputnik / Александр Жибуль
Современность
Попасть в Олехновичи сейчас можно быстро и легко, электропоезда ходят по 15 раз в день. Наш рейс на Олехновичи из Минска отправляется в 10:53.
Средняя скорость в пути – 50 километров в час. Разгоняться быстрее не получается из-за большого количества остановок.
© Sputnik / Александр Жибуль
В кабине машиниста кипит работа: помощник получает указания, уточняются нюансы. В дороге нужно контролировать большое число показателей, в том числе, скорость, остановки. Через определенное время – обязательная связь с диспетчером. Концентрация и внимательность – одни из главных качеств машиниста.
Время в пути летит быстро, пейзаж за окном меняется. Ждановичи, Минское море, Радошковичи, Вязынка... Постепенно состав приближается к Олехновичам.
© Sputnik / Александр Жибуль
Большая ответственность
Машинист-инструктор моторвагонного депо Минск Александр Соколов рассказывает, что для него Олехновичи – знаковая станция. "7 декабря 1963 года с нее началась электрификация железной дороги Беларуси. В то время машинист Георгий Галкин (ветеран войны и труда) и его помощник Александр Иванов прибыли из Минска и привезли первых пассажиров", – уточняет он.
По словам Соколова, работа машиниста непростая, а в непогоду, особенно зимой, она становится еще сложнее.
Машинист-инструктор моторвагонного депо Минск Александр Соколов
© Sputnik / Александр Жибуль
"В дороге всякое бывает, мы учитываем различные факторы: от человеческого до погодного. В целом же профессия машиниста сложная, но интересная. Мы постоянно учимся, каждый месяц – экзамены. Помимо этого, проходим медицинскую комиссию, посещаем технические занятия. Мы постоянно начеку, просто обязаны быть бдительными, ведь ответственные не только за технику, но и за людей, которых везем", – описывает он рабочие будни.
Соколов вспомнил, как в 2011 году в моторвагонное депо Минск прибыли швейцарские составы поездов "Штадлер". Это стало знаковым событием для БЖД.
© Sputnik / Александр Жибуль
Пассажирам новые электропоезда пришлись по вкусу – ездить стало еще комфортнее. А уже 10 сентября было открыто регулярное движение поездов городских линий на участке Минск – Ждановичи.
Машинист-инструктор уточняет, что в Беларуси электрифицированные маршруты пользуются огромной популярностью. "Очень много людей постоянно, это направление (молодечненское – SPutnik) востребованное", – добавляет Соколов.
Электрификация продолжается
Исторический путь вместе с корреспондентами Sputnik преодолел и начальник Минской дистанции электроснабжения УП "Минское отделение Белорусской железной дороги" Андрей Русских. В ведении дистанции как раз находятся устройства контактной сети.
Начальник Минской дистанции электроснабжения УП "Минское отделение Белорусской железной дороги" Андрей Русских
© Sputnik / Александр Жибуль
Андрей Русских подчеркивает, что БЖД за последние 10 лет сделала многое для электрификации железной дороги. В организации видят как экономические, так и экологические перспективы этого вида транспорта.
Сейчас электрифицировано более 25% от общей протяженности Белорусской магистрали – 1369 километров. И это направление собираются развивать, модернизировать уже существующую инфраструктуру.
© Sputnik / Александр Жибуль
"В перспективе, рассматривая участок Минск – Молодечно, собираемся модернизировать контактную сеть на участке Ждановичи – Уша. Уже есть проект, сейчас он проходит экспертизу", – рассказал о планах Русских.
Электрификация – процесс трудоемкий. Работать приходится в условиях непрекращающегося движения поездов. Работники демонтируют старые устройства, после чего идет основной этап строительства.
"Учитывая работы, график движения поездов корректируется, какие-то рейсы отменяются, где-то поезда пускают в обход. Зато после модернизации контактная сеть будет надежная", – резюмирует начальник Минской дистанции электроснабжения.
© Sputnik / Александр Жибуль
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!