Людмила Генриховна отдала Большому театру более пятидесяти лет: поначалу она блистала на его сцене, а после была педагогом-репетитором, можно сказать, правой рукой балетмейстера.
Sputnik вспоминает слова нескольких выдающихся людей об этой талантливой балерине.
Может, и туда сходим?
О том, как попала в балет, сама Бржозовская рассказывала так: "В детстве жила с родителями совсем недалеко от Большого театра – на Сторожевской улице, в домах, в которых давали квартиры и мастерские художникам. Безусловно, о телевизорах, тем более – компьютерах не могло быть и речи, и мы, дети, собирались во дворе, выносили скамеечки и сами "ставили" спектакли, выступали, были и актерами, и зрителями.
Однажды возле Большого театра мы увидели огромную очередь: шел отбор детей в хореографическое училище. Я вернулась домой и сама предложила маме: "Может, и мы туда сходим?..." Так, волею судьбы оказалась в театре".
Произведение искусства
"Танец Людмилы Бржозовской – цепь мгновенностей, из которых слагается исповедь неравнодушного и страстного сердца… Она сама – произведение искусства", – сказал о балерине знаменитый скульптор Заир Азгур. И это не преувеличение.
Отец Людмилы был художником. Она часто бегала к нему и в другие мастерские по соседству. Рядом жили многие художники, в том числе Борис Заборов. Еще будучи совсем маленькой, она часто позировала отцу. Когда его дочь уже работала в театре, он приходил на спектакли, смотрел, а потом рисовал.
А своей любимой картиной Людмила Генриховна называла портрет кисти Александра Шестакова, хранящийся в Национальном художественном музее.
Петербургский триумф
Бржозовской посчастливилось познакомиться с великим русским балетмейстером Леонидом Якобсоном в Санкт-Петербурге, куда белорусский театр отправил ее и ее партнера Юрия Трояна на занятия для повышения квалификации. Хореограф не стал воспевать молодую пару, но одним поступком сказал очень многое.
Людмила Бржозовская и Юрий Троян были парой не только на сцене, но и в жизни около 20 лет. Дело было в начале 1970-х годов. Юрий и Людмила учились у разных преподавателей и слышали много похвал. Но им хотелось узнать мнение мастера, поэтому они договорились с ним о встрече.
Они исполнили перед Якобсоном современный номер Скрибина "Три прелюдии". Хореограф посмотрел и тут же позвал своего директора, который подбежал, поставил чемодан на рояль, открыл его, достал какие-то бумаги и сказал: "Вот квартиры в Петербурге, выбирайте свою!.."
А что же Людмила и Юрий? Они поблагодарили за столь высокую оценку и вернулись в Минск. К тому времени Людмила уже танцевала "Лебединое озеро" в белорусском Большом театре, ее ждали "Жизель", "Спящая красавица" и другие замечательные партии в спектаклях Елизарьева.
Прекрасные Адам и Ева
В жизни Людмилы Бржозовской было немало чудесных встреч. Но одну она запомнила на долгие годы. Случайно с Юрием Трояном они поехали в Рим на кинофестиваль. Их пригласили вместо заболевшей балерины из московского Большого театра.
Людмила Генриховна вспоминает: "Репетиции проходили в Римской опере. В концерте принимали участие мировые звезды. Просто смотреть на них было огромным удовольствием, и вот мы были с ними на одной сцене. Помню на репетиции актер Альберто Сорди, посмотрев программу, с улыбкой спросил нас: "Вы танцуете Адама и Еву?" А костюмы у вас натуральные" Я ответила: "Нет, они синтетические". Концерт вела известная актриса Джульетта Мазина, позже она пришла к нам в гримерку с внучкой и сказала ей: "Посмотри, как прекрасно – это русский балет".
А после концерта пару пригласили в ложу президента Италии. Неожиданно к балерине подошел мужчина в смокинге, поздравил ее и подарил духи. "Это для тебя и твоего Адама", — сказал он. Костюмерша, помогавшая Людмиле переодеться, по-итальянски эмоционально размахивая руками, начала кричать: "Франко Дзеффирелли! Франко Дзеффирелли!" Людмила, восхищавшаяся его фильмами, не узнала кумира, но была тронута таким вниманием.
Поцелованная Богом
Художественный руководитель Большого театра Беларуси, народный артист СССР и Белоруссии Валентин Елизарьев восхищался Людмилой Бржозовской не только как балериной, но и как человеком и педагогом:
"Людмила Генриховна вошла в мое сердце и мое творчество, когда мне было 26 лет. Она замечательный человек и потрясающе талантливая балерина. Ее поцеловал Бог – это абсолютная правда.
Я очень рад, что наши пути однажды пересеклись – и мы столкнулись в творчестве. Она стала исполнительницей всех главных партий в моих балетах. Она смогла удивительно тонко передать созданный мной хореографический текст, дополняя образ своим пониманием смыслов, вкладывая в роль свою индивидуальность. А как ее лицо, руки, пластика звучат и говорят о многом!.. Она тот редкий человек, который всю свою жизнь посвятил Беларуси, нашему театру и искусству".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!